Алгоритм - управление и бережливое производство

Алгоритм создания производства мирового класса и обеспечения лидерства в отрасли для российских компаний

Цель предлагаемой работы – сформулировать в общих чертах простой и понятный алгоритм развития производственных систем на российских организациях реального сектора экономики. В статье рассматривается возможный подход к созданию производства мирового класса и обеспечению достижения лидерства в отрасли. Сформулированы предложения по онлайн-сотрудничеству в целях развития предлагаемого алгоритма и повышения эффективности и результативности реализации подобных проектов. Приведенные рекомендации будут полезны не только предприятиям, но и учебным заведениям, в том числе при организации курсов и учебных программ по методам управления, повышения качества и развития производственных систем на принципах и ценностях концепции бережливого производства.

Цитата Владимира Путина о росте производительности труда

Халява кончилась.  Российские предприятия вынуждены функционировать в условиях все более ужесточающихся экономических санкций, увеличивающейся неопределенности и динамичности изменений окружающей социально-экономической среды. При этом спрос на повышение операционной эффективности и качества растет, включая утверждение Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам паспорта приоритетной программы РФ «Повышение производительности труда и поддержки занятости» [1].

Федеральная программа нацелена на разработку эффективных мер повышения производительности труда, распространение соответствующих знаний и стимулирование интереса к повышению производительности труда со стороны предприятий, региональных и федеральных органов власти. В ходе таких проектов выясняется, что если можно купить методики, технологии, станки и т.п., то невозможно купить корпоративную культуру, нацеленную на повышение производительности труда и эффективности производства. Потому что корпоративная культура, как и производственная система, выращивается внутри каждой компании в виде уникальной культуры взаимодействий между процессами и людьми, с учетом особенностей конкретной организации, национальных ценностей, психологии, менталитета и т.д.

Точно также для успешного развития производственной системы невозможно купить необходимые качества лидера (первого руководителя) и его команды: принятие новой философии, управление изменениями, вовлеченность и активное участие в продвижении развития производственной системы, готовность принимать на себя ответственность за результаты работ, умение мотивировать и вести за собой людей, а также четкое следование принципам и ценностям производственной системы, основанной на принципах и ценностях концепции бережливого производства, без каких-либо компромиссов и исключений, допускающих двойные стандарты.

При этом, все больше предприятий в России изучает мировой и, в особенности, японский опыт увеличения производительности труда. Япония – источник, лидер и идеолог бережливого производства. Страна, в которой была создана производственная система компании Toyota. В период с 1960 по 1991 гг. Япония имела самые высокие темпы роста производительности труда в мире [2].

Надо отметить, что и в нашей стране когда-то существовали и работали на благо общества целые институты научной организации труда (НОТ), направленные на повышение производительности. Например, в прошлом была хорошо известна такая организация, как Центральный Институт Труда (1930 годы), с которой приезжали обмениваться опытом ведущие мировые организации в области НОТ. Многие методы и подходы создавались целыми поколениями советских ученых, проходили апробацию на ведущих предприятиях, обеспечивая опережающее повышение производительности труда в СССР по сравнению с капиталистическими странами. Наиболее сильное развитие НОТ приобрела в 70-х годах советского времени. Однако, позже система была сильно забюрократизирована и в годы перестройки от системы НОТ просто избавились.

Для того, чтобы обеспечить непрерывное развитие производственной системы компании, не допустить ее бюрократизацию, обеспечить необходимое взращивание культуры взаимодействий бизнес-процессов, а также развитие ключевых качеств руководителей и сотрудников, авторами предлагается специальный алгоритм развития производственной системы, учитывающий особенности российских организаций, национальные ценности, менталитет и прочее, состоящий из пяти последовательных этапов: мобилизация, стабилизация, стандартизация, оптимизация и поток [3].

На первом этапе, лидер (первый руководитель) и его команда уделяют основное внимание выявлению интересов всех заинтересованных сторон, прежде которых потребности Потребителей. А также формированию культуры предприятия, ориентированной на удовлетворение клиентских потребностей наиболее эффективными способами за счет выделения действий, создающих и не создающих ценность с точки зрения Потребителя.

На этом же этапе руководители предприятия определяют миссию, видение, стратегические цели и стратегию достижения этих целей. Если в качестве стратегии по достижению стратегических целей предприятия принимается «Лидерство по издержкам», то далее формируется «Дорожная карта» создания производства мирового класса и достижения лидерства в отрасли за счет развития производственной системы предприятия на принципах и ценностях концепции бережливого производства. А руководители формируют в себе соответствующие лидерские качества, нацеленные на непрерывное совершенствование и управлениями изменениями.

На следующем этапе, руководство компании в рамках своих полномочий и ресурсов прорабатывает взаимосвязь стратегических и операционных планов развития компании, описывает ее в виде конкретных задач для каждого подразделения, чтобы сотрудники понимали, что от них требуется. Здесь же необходимо стабилизировать работу предприятия, обеспечить неукоснительное выполнение заказов по конкурентным ценам с требуемым качеством, в необходимые сроки и в полном объеме (показатели работы в разрезе: QCDSM). Все полученные решения, обеспечивающие улучшения, предпринятые действия и их результаты, фиксируются и архивируются для дальнейшего анализа и систематизации.

Отметим, что подобные улучшения возможны, если на предприятии созданы безопасные и удобные условия труда, если сотрудники знают и умеют решать возникающие в ходе работы проблемы, и оплату труда на предприятии считают справедливой и/или получают справедливую часть прибыли от проводимых улучшений в компании.

На следующем этапе, полученные результаты решения проблем и проведенных улучшений стандартизируются, проводится описание всех бизнес-процессов, чтобы можно было обучить всех сотрудников предприятия, включая новых, лучшим на текущий день в компании практикам решения проблем, и чтобы работа сотрудников была спокойной и четко отлаженной. Все это вместе взятое высвобождает время сотрудников для того, чтобы они смогли начать думать над улучшением процессов работы, пробовать, находить и решать эти проблемы максимально быстро и эффективно без вовлечения руководителей.

Так как проведение дальнейших улучшений требует более точных данных и большего их объема, в компании изучаются и начинают использоваться для улучшения процессов статистические методы контроля качества. На этом же этапе менеджмент создает необходимые стимулы для персонала, непрерывно проводит анализ и оптимизацию бизнес-процессов.

В условиях ограниченных ресурсов, на всех четырех этапах развития производственной системы, руководство выявляет и вовлекает в работу по улучшениям лучших сотрудников различных подразделений, создает основу для вовлечения большинства (в идеале, всех сотрудников) предприятия в движение по завоеванию лидерства в отрасли. На этом пути руководство задействует такие подходы, как Система менеджмента качества, 6 Сигма, Теория Ограничений, Визуальный менеджмент.

Высшая ступень развития производственной системы (5-ый этап Алгоритма) требует уже подключения всех рабочих и специалистов предприятия, которые вместе с руководителями будут развивать и поддерживать систему непрерывных улучшений на постоянной основе. И это становится возможным, потому что на предыдущих этапах были созданы и основа, и фундамент, и основные столбы производственной системы мирового класса. Именно этот этап развития производственной системы мы называем – «Поток» (бережливое производство).

На основании личного опыта, авторы предполагают, что такая последовательность этапов и уровень вовлеченности сотрудников предприятия, будут наиболее эффективными и менее рискованными. Тщательная проработка каждого этапа будет давать существенные преимущества последующему этапу по скорости и эффективности его развития. Именно такой алгоритм развития производственных систем и внедрения бережливого производства может быть действительно универсальным и эффективным в России.

Кроме того, приведенные рекомендации могут быть полезны не только предприятиям, но и учебным заведениям, в том числе при организации курсов и учебных программ по методам управления, повышения качества и развития производственных систем на принципах и ценностях концепции бережливого производства. В ряде ВУЗов эта тема уже включена в учебный процесс, потому что она нужна реально каждому нормально подготовленному специалисту и инженеру [4].

Если говорить о методах и инструментах, которые могут применяться на каждом этапе, мы можем порекомендовать следующие:

  1. Мобилизация.
  • Баланс интересов заинтересованных сторон.
  • Потребитель и голос Потребителя. Понятие ценности для Потребителя. Действия, добавляющие ценность и действия, не добавляющие ценность для Потребителя.
  • Видение, миссия и стратегия развития компании
  • Культура, Лидерство
  1. Стабилизация.
  • Охрана окружающей среды, здоровья и безопасности.
  • Инструменты поиска коренной причины проблемы.
  • Цикл управления PDCA.
  • Согласование стратегических и операционных планов организации.
  • Показатели работы компании. Сбалансированная система показателей.

III. Стандартизация.

  • Стандартизированная работа.
  • Статистический контроль качества. КДК-характеристики, Возможности процесса, согласование голоса Потребителя и голоса процесса.
  • 7 простых инструментов контроля качества. Обучение на производстве.
  • Организация и планирование технического обслуживания и ремонта оборудования.
  1. Оптимизация.
  • Система менеджмента качества.
  • Визуализация.
  • Защита от ошибок.
  • 6 Сигма.
  • Теория Ограничений.
  1. Поток (бережливое производство).
  • Философия бережливого мышления
  • Технологии бережливого мышления

Конечно, приведенный подход развития производственной системы – это гипотеза, основанная на определенных наблюдениях и опыте авторов, которая требует обсуждения и доработки экспертным сообществом. По мнению авторов, данная схема может быть доработана до универсального руководства по созданию производственных систем мирового класса на российских предприятиях.

Если оба ответа да, то какими они должны быть?

Это первые вопросы, которые авторы выдвигают на обсуждение в рамках профессиональных сообществ, занимающихся вопросами повышения производительности труда и развития производственных систем на принципах и ценностях концепции бережливое производство.

Мы также приглашаем к сотрудничеству специалистов, имеющих компетенции и интерес в развитии модели на принципах соавторства в рамках участия в онлайн-проекте «Алгоритм» — algoritminfo.ru

Миссия Алгоритма: Содействие созидательному развитию специалистов и руководителей, с целью улучшения жизни в нашей стране, развития общества и организаций.

Список литературы

  1. Утверждён паспорт приоритетной программы «Повышение производительности труда и поддержки занятости» // Правительство России: [сайт]. URL: http://government.ru/news/29354/ (дата обращения: 12.06.2018).
  2. Россия изучает японский опыт увеличения производительности труда // Алгоритм: [сайт]. URL:  http://algoritminfo.ru/archives/436 (дата обращения: 12.06.2018).
  3. Алгоритм (015): Михаил Калинин – гендиректор ООО “Альфра Консалтинг СНГ”, ведущий эксперт по бережливому производству // Алгоритм: [сайт]. URL: http://algoritminfo.ru/archives/1039 (дата обращения: 12.06.2018).
  4. Значение знаний по бережливому производству для качественной подготовки специалистов и их последующей работы на рабочих местах Вагенлейтер А.В., Ладыгин Ю.И. (статья) // Гарантия качества профессионального образования – сборник статей Международной научно-практической конференции – 2018

Авторы: А.В. Вагенлейтер, М.А. Калинин

Александр Вагенлейтер

Основатель и главный редактор Алгоритма. Личный сайт alexandrvagenleyter.ru. Пожелания, предложения и материалы Вы можете присылать мне на адрес admin@algoritminfo.ru

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *