Корпоративная культура Toyota: Кейс «Я напортачил»

toyota

В книге «Корпоративная культура Toyota: Уроки для других компаний» (Д.Лайкер, М.Хосеус, 2012) описан случай, произошедший с соавтором книги Майклом Хосеусом на сборочном конвейере завода по выпуску модели Camry в Toyota City, Япония.

Приведенная ситуация – прекрасный образец формирования осознанного выбора бережливого поведения сотрудниками предприятия.

Цитирую:

«В качестве лидера группы я был направлен на месяц на завод Цуцуми с целью получения опыта работы на сборочной линии и практического овладения одним из процессов.

Бригадиры говорили нам, что никто не сможет выполнить поставленную задачу за месяц, но мне очень хотелось доказать, что они ошибаются. Моя операция на конвейере заключалась в установке прокладки в нише шасси.

Однажды у меня соскользнул пневматический гайковерт, и острым наконечником я поцарапал внутреннюю часть ниши. Я даже ойкнул от неожиданности, оглянулся вокруг и понял, что этого никто не заметил.

Как известно, на конвейере натянут «аварийный шнур», потянув за который, можно остановить весь конвейер. Мы были проинструктированы, что при возникновении или обнаружении любого дефекта мы должны конвейер останавливать.

Это был момент истины.

Моя первая реакция была сделать вид, что ничего не произошло, так как царапину, скорее всего, никто бы и не заметил и никто бы не понял, что я в этом виноват.

Но совесть меня заела и, кроме того, хотелось проверить, насколько серьезно на фирме относятся к своим же требованиям о признании собственных ошибок. Поэтому я потянул за шнур, ко мне подошел бригадир, чтобы устранить проблему, а еще он показал мне, как нужно пальцем удерживать гайковерт, чтобы такое не повторялось в будущем.

Похоже, что он совсем не рассердился на то, что я сделал эту царапину.

Во второй половине дня у нас было небольшое собрание, на котором лидер группы доводил до нас информацию по вопросам техники безопасности и качества и выслушивал проблемы от членов бригад.

Разговор шел по-японски, поэтому я ничего не понял до тех пор, пока не услышал «Майк-сан». Я насторожился и стал тщательно прислушиваться. Среди японских слов я слышал похожее на английское слово «царапка, царапка»…

Так и есть, я попался, сейчас мне всыплют…

Но вдруг вся группа повернулась ко мне, все заулыбались и захлопали в ладоши. Расходясь, все стали похлопывать меня по спине, жать мне руку. Я был поражен.

После этого я уточнил через переводчика, что произошло, и он подтвердил, что мне аплодировали за то, что я сделал ошибку и признал это.

Не скрою, я был очень горд.

Как, думаете, я поступлю, если допущу ошибку в будущем?»

Возможно ли адаптировать подобную культуру к нуждам российских компаний?

Думаю подобное возможно, но не за пару тренингов…

«Корпоративная культура Toyota: Уроки для других компаний» Д.Лайкер, М.Хосеус, 2012

В книге показывается, что ключ к успеху Toyota — в особом отношении к людям, в сочетании высочайших требований руководства и уважения к каждому сотруднику.

Без такой особой культуры не построить бережливое производство.

Рекомендую также прочитать статью «Тайити Оно строил культуру силовым способом, и первый руководитель его поддерживал», о первоначальном способе построения культуры на Toyota.

Александр Вагенлейтер

Основатель и главный редактор "Алгоритма", руководитель РЦК в сфере производительности труда Алтайского края. Личный сайт alexandrvagenleyter.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Вы должны согласиться
Генерация пароля