Согласно прогнозам, уже к 2030 году все рутинные операции на производстве будут выполнять роботы. О том, кто из производителей в России уже следует этому тренду, как предприятие может повысить эффект от автоматизации и кому следует опасаться конкуренции с робототехникой, в своем интервью Федеральному центру компетенций в сфере производительности труда (ФЦК) рассказал Дмитрий Капишников, генеральный директор российского подразделения компании KUKA – одного из ведущих производителей промышленных роботов и систем автоматизации производственных процессов.
В сознании большинства слово «роботизация» уже стало синонимом безработицы. Оправданны ли массовые страхи о том, что роботы заменят людей на производстве?
Мы все-таки создаем роботов. И привыкли опираться на железную статистику. Как показывают исследования последних лет, прямой зависимости между плотностью роботизации и уровнем безработицы нет. Напротив, в таких технологически развитых странах, как Южная Корея, Швеция, Германия, он довольно низок.
И тому есть вполне понятное объяснение – рост производительности труда. Робот не устает и не болеет, четко выполняет операции, использует строго необходимое количество сырья. Это позволяет точно прогнозировать сроки производства, снизить брак и другие издержки. В итоге компания создает более конкурентоспособный продукт, постепенно расширяет рынок и, как следствие, растет. На новые объемы и новые направления производства требуется уже, к примеру, не 500, а 1500 сотрудников.
Конечно, на начальном этапе любая автоматизация предполагает сокращение какого-то количества людей. Прежде всего это сотрудники, выполняющие тяжелую рутинную работу. К сожалению, такое вымывание низкоквалифицированных кадров в условиях технического развития неизбежно. Но для обслуживания роботов все равно нужен персонал, ведь кто-то должен контролировать процесс. В результате предприятие набирает людей с более высокой квалификацией или переучивает собственные кадры.
Фактически профессиональные учебные заведения сегодня готовят то же количество выпускников, но с новыми, более сложными компетенциями. Технологии будут только усложняться – сегодня оператор производственной линии нажимает на кнопки, а завтра уже будет управлять цифровым двойником. И проблема безработицы автоматически переходит в другую плоскость – это уже вопрос создания такой системы образования, которая будет отвечать требованиям времени и рынка.
Изменятся ли управленческие подходы в связи с автоматизацией? Наверное, роботами и высококвалифицированными рабочими будет проще управлять?
В каком-то смысле это так. Автоматизированное производство не требует так называемого «ручного» управления. Когда процессы выстроены и отлажены, минимизирован риск сбоев, у руководителей компании появляется возможность переключиться на решение других, глобальных задач. В ближайшие 10–15 лет главным инструментом руководителя станет стратегический менеджмент. На первый план выйдут развитие продукта и исследование клиентского опыта, расширение бизнеса в сторону социально значимых проектов, создание различных коллабораций с другими отраслями.
А как насчет бережливых технологий? Существует мнение, что автоматизация раз и навсегда решит проблему эффективности производства и современные подходы к оптимизации будут просто не нужны.
Это как раз заблуждение. Несмотря на то, что эффективность производства в целом будет повышаться, бережливые технологии будут актуальны еще очень долго. Во-первых, робототехника никогда полностью не заменит ручной труд. Более того, само построение роботизированной производственной линии должно вы страиваться в логике бережливого производства. Вы не можете просто поставить робота и рассчитывать, что все само собой начнет работать эффективно. Даже элементарная логистика между ячейками должна быть просчитана с учетом принципов бережливого производства.
Бывает так, что собственник предприятия в буквальном смысле одержим робототехникой и готов устанавливать роботов на каждом метре. Но когда на предприятие приезжает специалист, выясняется, что такого количества роботов не требуется и нужны они в совсем другом месте, для других операций. Руководителю порой не хватает соответствующего опыта и кругозора, чтобы увидеть узкие места на предприятии. Поэтому лучше обратиться к интеграторам, которые смогут оценить производство взглядом экспертов и разработают индивидуальный план автоматизации.
Насколько роботы востребованы в России? И особенно интересно, в каких производствах?
В целом в России сегодня робототехника востребована в самых разных отраслях и применяется для разных операций. Есть предприятия, которые укомплектованы целыми парками роботов. К примеру, вагоностроительный завод в Тихвине, где 98 роботехнических комплексов полностью обслуживают сварочный цех. Или завод по производству деревянных дверей в Одинцово: там более 80 роботов задействованы в автоматизации станков – это неимоверное количество с точки зрения европейского производителя, дверей. Но пока в большинстве случаев роботы внедряются точечно, на отдельные операции, например для замены ручного труда на линии упаковки сахара или сварки рам для велосипедов.
Конечно, за рубежом область применения робототехники гораздо шире: это уже не только промышленность, но и сельское хозяйство, и медицина. Сегодня роботы используются даже для дойки коров или для обработки образцов крови, в частности при анализе на COVID-19. Такой способ не только ускоряет процесс, но и исключает возможность контакта персонала с вирусной средой.
Очевидно, что Россия только в начале пути. Что, на ваш взгляд, поможет нам приблизиться к уровню технологически развитых стран?
Первая задача, над которой необходимо работать, — это повышение информированности российских компаний. Второе, что необходимо предприятиям, — это качественный цифровой аудит. К примеру, в Швеции и других европейских странах разработаны целые государственные программы для оценки цифровой инфраструктуры и потенциала предприятий. Третий фактор — это мотивация бизнеса.
Робототехника сама по себе не принесет результатов без цели. Я сторонник конкурентного рынка и считаю, что собственникам и руководителям компаний важно изучать практики тех стран, где конкуренция в разы выше, анализировать опыт лидеров своих отраслей. Почему-то никто не сравнивает себя с предприятиями в Корее или в Германии. Но именно они должны стать бенчмарками для российских производителей, чтобы у нашего бизнеса появился стимул для развития технологий.
Ваш комментарий будет первым