Промежуточные результаты анализа реализации нацпроекта по производительности от Счетной палаты

Наступили первые рабочие дни нового 2020 года, а значит не за горами первые отчеты и доклады от различные официальных ведомств и общественных объединений по реализации нацпроектов. Сегодня — это публикация промежуточных результатов анализа реализации нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости» от Счетной палаты (по состоянию на ноябрь 2019 г.).

На мой взгляд, документ интересный, но противоречивый. Отмечено, что успешная реализация нацпроекта по производительности не гарантирует вхождение страны в пятерку крупнейших экономик мира к 2024 году (это одна из национальных целей России). Вклад нацпроекта в достижение указанной национальной цели по данным Счетной палаты составляет лишь 12%. При этом рост производительности труда, повышение экономической активности населения и увеличение рабочей силы должны быть основными факторами ускорения темпов экономического роста в соответствии с Основными направлениями деятельности правительства 2024.

«Даже успешной реализации мероприятий национального проекта может оказаться недостаточно для того, чтобы обеспечить достижение указанной национальной цели», — поясняют авторы отчета.

Вот здесь я немного запутался, так как на сайте этой же Счетной палаты в разделе посвященном указанной национальной цели отмечены различные национальные проекты и государственные программы влияющие на достижение указанной национальной цели, а не один нацпроект по производительности. (?)

Национальные проекты и государственные программы, влияющие на достижение Национальной цели по вхождение РФ в число пяти крупнейших экономик мира

Национальные проекты и государственные программы, влияющие на достижение Национальной цели по вхождение РФ в число пяти крупнейших экономик мира

Тем не менее повторюсь, отчет содержит интересные данными, некоторые ниже.

Общая характеристика

Анализ данных Росстата, Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) показал, что в 2008–2017 годах уровень производительности труда в Российской Федерации был значительно ниже по сравнению со странами Европейского союза, странами «Большой семерки», странами ОЭСР и отдельными странами, входящими в число пяти крупнейших экономик мира.

Уровень производительности труда и его динамика в 2000–2018 годах в долларах США (постоянные цены 2010 года) по паритету покупательской способности в Российской Федерации по сравнению со странами ОЭСР и международными объединениями представлен на графике:

В докладе также отмечено, что Президентом Российской Федерации неоднократно ставилась задача по повышению производительности труда в стране.

Например, Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике» поставлена задача по увеличению производительности труда к 2018 году в 1,5 раза относительно уровня 2011 года.

По итогам 2017 года производительность труда выросла на 7,4% относительно 2011 года. С учетом фактической ретроспективной динамики целевое значение показателя за 2018 год не было достигнуто. Динамика указанного показателя, по данным Росстата, представлена на следующей диаграмме:

Проблемы

Отмечена проблема дублирования отчетности и усложнение процесса администрирования нацпроекта.

Приказом Минэкономразвития России от 20 декабря 2018 г. № 718 утверждено Положение об организации в Минэкономразвития России работы по обеспечению реализации мероприятий национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» и создана Комиссия по проведению отбора субъектов Российской Федерации для заключения соглашений о сотрудничестве в сфере повышения производительности труда и поддержки занятости населения.

В соответствии с указанным Положением реализацию мероприятий национального проекта обеспечивает Департамент производительности и эффективности Минэкономразвития России.

Информация о заключении соглашений и договоров в рамках реализации национального проекта представлена на следующей схеме:

В рамках реализации национального проекта участвующий субъект Российской Федерации заключает с руководителями национального и федеральных проектов и главными распорядителями средств федерального бюджета в среднем 7 соглашений (о сотрудничестве в сфере повышения производительности труда, о реализации регионального проекта в рамках каждого из трех федеральных проектов, о межбюджетных трансфертах по трем направлениям расходов). Многие предприятия-участники нацпроекта также выполняют одновременно условия нескольких соглашений о сотрудничестве (с регионом и ФЦК или с регионом и РЦК), в рамках которых предусмотрена соответствующая отчетность.

Таким образом, отмечено дублирование отчетности и усложнение процесса администрирования проекта.

И отмеченные различные другие моменты, в том числе позитивные.

Скачать отчет

Скачать отчет о промежуточных результатах экспертно-аналитического мероприятия «Анализ планирования и реализации мероприятий национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости», включая оценку сбалансированности целей, задач, показателей, мероприятий и финансовых ресурсов, а также его соответствия долгосрочным целям социально-экономического развития Российской Федерации» можно с сайта Счетной палаты по следующей ссылке (PDF).

Александр Вагенлейтер

Основатель портала "Алгоритм", руководитель РЦК в сфере производительности труда Алтайского края, администратор группы "Бережливость не для слабаков" в Facebook

Добавить комментарий

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Вы должны согласиться
Генерация пароля