Toyota Motor Corporation — крупнейшая в мире автомобилестроительная компания, история которой насчитывает более 80 лет. Легендарную философию бережливого производства, выработанную в Toyota, — систему TPS (Toyota Production System) — изучают и применяют по всему миру в самых разных отраслях. Как корпорации удалось создать настолько универсальную производственную систему? Какие ценности для нее важны? Чему специалисты Toyota учат коллег из Федерального центра компетенций (ФЦК), руководителей российских предприятий, а также студентов в рамках реализации нацпроекта «Производительность труда»? Обо всем этом порталу «Национальные проекту» рассказал исполнительный вице-президент филиала Toyota Motor в Санкт-Петербурге господин Масаси Исида.
— Расскажите, пожалуйста, претерпевали ли принципы TPS, так называемого «Дао Toyota», какие-то изменения, модернизировались ли они с течением времени?
— Производственная система Toyota (TPS) — это итог развития различных идей основателей компании и ее легендарных менеджеров. В ее основе лежит стандарт работы, единый для наших предприятий по всему миру. Но идеология TPS — это не только точное следование основным принципам кайдзен, дзидока и «точно в срок».
Кайдзен — концепция менеджмента, в основе которой лежит непрерывное улучшение всех процессов производства. А дзидока — принцип автономизации, который позволяет настроить производственное оборудование таким образом, что оно может самостоятельно обнаруживать проблемы вроде неисправностей в своей работе, дефектов продукции или задержек при выполнении работы.
В основе системы находится сотрудник, который постоянно развивается. Мы создаем культуру, позволяющую людям использовать свой интеллектуальный потенциал и двигаться вперед. Это ведет к повышению эффективности, качества, безопасности и совершенствованию самого процесса производства. Этот принцип постоянного развития помог 24-летнему Сакичи Тойода получить свой первый патент на ткацкий станок еще в 1891 году.
Как бы ни менялись времена, технологии или области применения, именно эта идеология лежит в корне всемирного успеха компании Toyota и позволяет компании многие десятилетия достигать высоких результатов в области производительности труда, удерживая лидирующие позиции на мировом автомобильном рынке.
Развитие роботизации и цифровая трансформация гармонично дополняют TPS, позволяя ускорить многие процессы и быстрее реагировать на изменения, например колебания спроса. В рамках управления цепями поставок мы применяем электронные карточки «канбан» (особая система, которая позволяет отслеживать, когда запасы деталей в цехе заканчиваются и их нужно пополнить. — Прим. редакции портала «Национальные проекты»). Постоянно контролируя процесс производства и скорость движения линии, мы даже имеем возможность управлять рабочими циклами роботов в реальном времени. Это позволяет нам избегать перепроизводства и получать максимальную отдачу от своих инвестиций.
— Внедрение TPS на предприятиях корпорации в разных странах везде прошло одинаково или были какие-то особенности? Система быстро прижилась в российских реалиях?
— Производственная система Toyota универсальна и успешно применяется по всему миру. Россия не стала исключением и на сегодняшний день занимает лидирующие позиции в вопросах применения и тиражирования принципов TPS. Именно благодаря TPS качество продукции Toyota неизменно во всех странах, где есть наши заводы.
На нашем предприятии в Санкт-Петербурге мы добились выдающихся результатов, внедряя различные кайдзены — предложения по улучшению производства и повышению эффективности. Некоторые из них стали стандартом для других заводов Тойота в Европе.
Причина этого успеха — люди. Мы уверены, что человеческий капитал наиболее ценен. Компания Toyota очень внимательно относится к обучению персонала и постоянному развитию своих сотрудников. Передавая им ключевые знания, специалисты компании внимательно следят за закреплением навыков, контролируя результаты и тем самым обеспечивая эффективность всего образовательного процесса.
Мы придерживаемся принципа обучения и развития персонала на рабочем месте, поэтому значительное внимание уделяем институту наставничества. Это позволяет обеспечить высокую преемственность и сделать так, чтобы производственная система Toyota эффективно работала вне зависимости от реалий.
— За счет чего удается добиться универсальности TPS в различных отраслях? Возможно, есть какая-то более тонкая настройка в зависимости от отрасли компании, которая перенимает опыт?
— Как я уже упоминал, принципы, лежащие в основе производственной системы Toyota, абсолютно универсальны. Сама история основателя компании, начавшего свое дело с ткацких станков, подсказывает, что они легко переносятся на любую рабочую среду.
Высокий читательский интерес к книгам, описывающим технологии Toyota, давно привел к тому, что эти знания применяются в совершенно разных областях бизнеса. Но перенос знаний из одной области в другую не гарантирует автоматического улучшения результатов.
Успех любой компании, применяющей производственную систему Toyota, строится на постоянной и кропотливой работе над созданием культуры, которая предполагает и стимулирует постоянное совершенствование сотрудников. А также над эффективной технологией работы без лишних затрат, которая сама по себе создает добавочную ценность.
— Соглашение между «Toyota Motor Corporation» и ФЦК действует до конца 2023 года, а сами нацпроекты будут реализованы до 2030 года. Учат ли эксперты корпорации российских коллег мыслить стратегически?
— Компания «Тойота Мотор» начала свою работу в России в 2002 году и много раз доказывала свою приверженность долговременным деловым отношениям. В своей работе «Тойота Мотор» полагается на то, что создание долгосрочных связей является взаимовыгодным для всех сторон.
Мы начали свое сотрудничество с ФЦК в 2019 году и за это время добились большого прогресса в различных направлениях совместной деятельности. Стараясь внести свой вклад в повышение эффективности производства в России, мы не останавливаемся лишь на теоретических знаниях о производственной системе Toyota, а даем возможность на практике увидеть, какие преимущества дает ее применение.
Мы стараемся создавать навыки, которые становятся основой для подготовки новых поколений специалистов. Так мы видим свой долгосрочный вклад в будущее. Мы считаем российский рынок одним из самых перспективных, а его развитие — общей задачей всех, кто на нем работает.
— Соглашение также предусматривает, что эксперты Toyota обучают российских коллег на безвозмездной основе. Корпорация готова делиться опытом и знаниями бесплатно с теми, кто готов и стремится их перенять? Это также часть философии Toyota?
— Автомобильная промышленность представляет собой настоящую экосистему с большим количеством участников: производителей, поставщиков, смежников. И общее развитие этой среды зависит от повышения уровня каждого из партнеров. Поэтому мы готовы делать свой вклад, понимая, что в перспективе это позитивно скажется на нас самих.
Тем более что знания о производственной системе Toyota открыты каждому, и компания не делает из них секрета. Мы считаем, чем больше специалистов узнают о ней и начнут применять ее в деле, тем быстрее повысится общий уровень производства, вырастет конкуренция и от этого, в итоге выиграют конечные потребители товаров и услуг.
Именно желание создавать благо для людей — как сотрудников, так и потребителей — лежало в основе самого первого изобретения Сакичи Тойода. И мы сейчас не должны забывать о том, что именно это лежит в основе социально ответственного подхода к ведению бизнеса.
— В 2018 году ФЦК пригласил легендарного специалиста по бережливому производству, советника корпорации Toyota Нампати Хаяси на завод «Аэрозоль Новомосковск». Насколько часты подобные встречи? Как происходит обмен опытом в таких случаях? Это работа на несколько недель или скорее своеобразный блиц?
— В рамках своей работы наши специалисты участвуют в создании модельных линий на базе российских предприятий через практическое внедрение методик TPS. Для этого эксперты петербургского завода «Тойота Мотор» вначале проводят всестороннюю оценку рабочих процессов и обучают сотрудников компаний основам производственной системы «Тойота». Эта работа направлена на повышение эффективности производств: на переход с трехсменного режима работы на двухсменный, исключение сверхурочной работы, оптимизацию всех процессов.
В 2019 году компанией «Тойота Мотор» был запущен первый проект по созданию такой модельной линии на российском предприятии международной группы «Гестамп» — «Гестамп Северсталь Всеволожск» в Ленинградской области. А с мая 2021 года специалисты компании приступили к реализации проекта на заводе «Нор-Пласт» в Санкт-Петербурге.
— В рамках сотрудничества между Toyota и ФЦК эксперты корпорации обучают как руководителей отечественных предприятий, так и экспертов самого Федерального центра компетенций. Кроме того, большая работа ведется со студентами в Санкт-Петербурге. Вы поступаете так, потому что мыслите на перспективу?
— Именно так. В рамках реализации наших совместных инициатив с ФЦК мы ведем активную деятельность сразу по трем этим направлениям.
Помимо внедрения модельных производств на базе российских предприятий мы проводим практические лекции для студентов Санкт-Петербургского политехнического университета имени Петра Великого (СПбПУ). Их читает старший вице-президент Toyota Motor Europe Кацутоси Нисимото. Россия стала всего лишь пятой страной в мире, в которой специалисты Тойота преподают основы TPS студентам. За три года действия программы этот курс лекций в Политехе прослушали уже более 300 будущих специалистов.
На заводе в Петербурге компания проводит семинары по TPS для руководителей, собственников и представителей различных российских предприятий. Эта программа длится уже три года подряд. С момента старта в ней приняли участие более 200 руководителей крупнейших российских производственных компаний из разных отраслей экономики. Также компанией были разработаны тренинговые программы и обучающие стажировки для экспертов Федерального центра компетенций.
— Летом этого года завершилась первая стажировка экспертов ФЦК в Toyota Motor. Вы планируете организовать подобное дополнительное обучение для всех экспертов центра?
— Стажировки для экспертов ФЦК на заводе в Санкт-Петербурге стали важным этапом сотрудничества «Тойота Мотор» и Федерального центра компетенций. На протяжении трех месяцев специалисты ФЦК получали практический опыт вместе с наставниками в цехах завода.
Благодаря работе по внедрению конкретных решений на производственных линиях было обеспечено полное погружение, которое способствует процессу обмена опытом. С помощью приобретенных знаний эксперты ФЦК могут оценить и доработать текущую методологию по повышению эффективности производства.
В дальнейшем она может использоваться в рамках проектов, реализуемых уже на российских производственных предприятиях. Компания планирует продолжать эту работу, знакомя новое поколение российских экспертов с теоретическими и практическими знаниями по TPS.
— В одном из своих интервью вы сказали, что персонал — это главная ценность компании. В постиндустриальном цифровом мире девиз «Кадры решают все» не потерял своей актуальности?
— Уважение к людям — одна из ценностей Toyota Way. Как я уже упоминал, именно развитие талантов позволило Toyota добиться выдающихся успехов. Зачастую мы набираем людей без опыта и знаний и готовы их обучать всем производственным процессам. Вложения в персонал являются ключевой долгосрочной инвестицией компании, а главной задачей любого руководящего сотрудника является обучение работников.
Мы считаем, что, несмотря на цифровую трансформацию и использование искусственного интеллекта, крайне важно развивать людей как наиболее ценный капитал. Именно люди используют все самые передовые технологии. Умение учить и учиться, работать в команде, стремиться к совершенствованию и созданию обучающей структуры — все это прописано в числе ключевых принципов организации. Раскрывая интеллектуальный потенциал человека, мы помогаем ему полнее реализовывать себя. Это стремление к совершенствованию лежит в основе принципа кайдзен.
Как я уже упоминал, сотрудникам нашего российского завода удалось добиться больших успехов во внедрении улучшений. Например, они разработали беспилотные тележки, которые облегчают логистику в цеху, а также инновационный способ удаления пыли в катафорезной ванне. Все это непосредственно сказывается на повышении качества конечного продукта, а значит, идет на пользу всему обществу.
— Как вы оцениваете готовность российских компаний внедрять у себя бережливое производство?
— У России сохранились богатые традиции и принципы, относящиеся к культуре производства. И многие российские предприятия сейчас стремятся активно развиваться, чтобы повысить свою конкурентоспособность. Мы рады приветствовать стремление государства помочь им в этом.
Мы уверены, что обучение и подготовка персонала является залогом успешной и эффективной деятельности, поэтому с удовольствием оказываем партнерскую поддержку Федеральному центру компетенций в рамках национального проекта «Производительность труда».
Ваш комментарий будет первым