«Ключевой для нас принцип и важный лозунг — начинай с себя!». Надежда Давыдова про порядок

Как навести порядок в делах? Что такое бережливое образование? И как удержать баланс между исполнением правил и созданием условий для развития? На эти вопросы проекта PROРАЗВИТИЕ отвечала Надежда Станиславовна Давыдова, доктор экономический наук, руководитель проектов в АО «ПСР» ГК «Росатом». 




— Как достичь порядка?

— Ключевой тут для нас принцип и важный лозунг — начинай с себя! Очень просто войти в любую ситуацию, сказать, тут плохо, там плохо, вот здесь вот вам надо убраться. Или рассчитывать на руководителя. Ключевые факторы успеха — лидерство первого лица.

И мы говорим — ребята, остановитесь, вот эта — ваша ситуация, это ваша задача улучшить свою ситуацию. «Ну как мне же вот это, это и это надо». Хорошо, но вначале сделай первые шаги, другие подтянутся, увидят как магнит. И вот это тоже момент «начинай себя, а остальные подключатся» и ресурс он вот развернется в эту сторону и будет этот ресурс из разных источников.

Это тоже интересная история. И при реализации первых же проектов какую обратную связь говорят участники? Да, мы стали делать и оказалось вот здесь вот появились инвесторы, вот здесь вот нам помогли, вот это оказывается тоже кому-то нужно. Вдруг мир начинает раскрываться к нам на встречу и это тоже интересная история, которая проходит все организации.

— С чего начинать наводить порядок?

— Получается все равно все в мелочах. В детском саду — это шкафчики, где у ребенка в шкафчике все разложено. Это план на день, которые они обсуждают все вместе вырабатывая вот там такие кружочки, что мы можем сделать и в детском саду выстраивает последовательность. То есть они видят свой день начинают управлять этим своим днем. В школах уже какие-то более такие другие технологии, когда они помогают и учителю, и сами организуют занятия. То есть вопросы самоуправления они здесь тоже перекликаются. Если это губернаторский многопрофильный лицей-интернат и они там проживают, то это проекты направленные на то, как убрать свою комнату, как сдать ключи и какие-то другие вопросы связанные с уборкой.

То есть мы, все равно, когда идем вот к какой-то высоте до бирюзового управления, бирюзовый уровень спиральной динамики, нам очень важно пройти вот эти базовые уровни. Четко разобраться с бежевым, чтобы все было в порядке, чтобы наше тело было здоровым. Чтобы был хороший красный, как какая такая активность. Синий, чтобы у нас был порядок, стандарты. До бирюзового уровня нам нужно добраться и мы начинаем всегда вот с этих мелочей, которые на самом деле определяют и мыслительные процессы.

Надежда Станиславовна Давыдова про порядок

Фото: проект PROРАЗВИТИЕ www.youtube.com/watch?v=6urrwvvIU3s

— На что важно обратить внимание при наведении порядка?

— Когда мы начинаем наводить порядок, соблазн многих педагогов нарисовать красные линии и стоп линии — туда ходить нельзя, вот здесь вот нельзя. Недавно видела в одном детском саду актовый зал и там красные следы, чтобы дети ровного тут вот и не загибали ковер иначе. Поэтому любую технология можно исказить, если забыть о тех ценностях, которые у нас есть.

Поэтому регулярно мы возвращаемся в этих сообществах, о которых я сегодня говорила, и «Клуб директоров бережливых школ», и «Лига» к вопросу: а что такое бережливое? А бережливый ребенок он какой? А какие у него навыки? А мы хотим чтоб он по стойке смирно стоял и маршировал? Либо для нас бережливость — это творчество, креатив? Где вот здесь вот баланс золотая середина? Потому что если мы уходим вот в эти ограничители, то наверное творчество не будет. А с другой стороны, порядок на столе — порядок и в голове, как говорят японцы. И нам нужен этот порядок для того, чтобы не было какого-то хаоса.

Поэтому перегибы есть, я скажу честно. Как мы с ними работаем? Обсуждаем, возвращаемся к ценностям бережливости, что для нас важен клиент. Ребенок — это какой? Навыки какие даем? То есть вот этому регулярно проговариваем и там даже где если были перегибы в какой то момент времени сами педагоги и воспитатели понимают, что они зря это нарисовали. Убирают и начинают давать больше свободы, больше творчества. Но это свобода, она тоже на уровне каких-то договорённостей, каких-то вот таких правил, которые гибки, но которые лучше разумнее было бы соблюдать.

Для меня еще один момент важный бережливый — это принцип вытягивания. Не выталкивание — заставить другого человека. А вытянуть, то есть, как бы это сказать, посеять интерес для того, чтобы ребенку и человеку захотелось что-то делать. Так вот для меня бережливое образование — это как посеять этот интерес для того, чтобы ребенку захотелось вот. Поэтому мы здесь в России идем больше от человека, от его интереса и соответственно для человека.

Дополнительно

Рекомендуем интервью с Константином Грабельниковым и Надеждой Давыдовой о бережливых проектах ГК «Росатом», внедряемых коллегами в российских органах власти, государственных учреждениях и производстве.

Редакция

Редакция сетевого издания «Алгоритм - производительность труда». По любым вопросам пишите на: mail@algoritminfo.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Вы должны согласиться
Генерация пароля