Все меньше собственников нужно убеждать в необходимости подготовки специалистов и руководителей компетенциям бережливого производства и формирования новой ментальной модели менеджмента. Например, в рамках реализации мероприятий национального проекта «Производительность труда», подобную подготовку проходят сотрудники предприятий-участников нацпроекта. А недавно на рынке появилась образовательная программа «Производственные системы», обучение на которой стартует 1 декабря. О ее особенностях Алгоритму рассказал ее академический директор, основатель Lean Institute Russia Вячеслав Болтрукевич. Ранее мы общались с ним по теме развития производственных систем в России.
— Вячеслав, о чем и для кого программа «Производственные системы»? Когда и почему решили ее создать?
— Образовательная программа «Производственные системы» специально спроектирована для менеджеров производственных компаний. Прежде всего это руководители первой линейки и уровня n-1, n-2. Собственники производственных компаний среднего масштаба, генеральные и управляющие директора, директора по производству, ремонту, технические директора, главные технологи, энергетики. Отдельно выделю категорию директоров по развитию производственной системы и руководителей функции HR. Для них участие в программе позволит сформировать целостный образ производственной системы и инфраструктуры повышения эффективности и улучшения процессов.
Я много взаимодействую с руководителями производственных компаний. Мы часто обсуждаем способы и подходы к формированию новой ментальной модели менеджера. Образовательная программа с фокусом на операционную эффективность – это самый быстрый доказанный способ решения этой задачи. Поэтому мы спроектировали и предложили эту программу российским компаниям.
— Чем программа отличается от подобных в России? В чем ее особенности?
— Нужно начать с того, что похожих программ в России нет. А программ, призванных решать схожие задачи, я знаю три – это «МВА-Производственные системы» в Высшей школе бизнеса МГУ, магистерская программа «Производственные системы и операционная эффективность» в Высшей школе бизнеса ВШЭ, с которыми я тесно связан. И программа «Лидеры производительности» в Академии внешней торговли.
Первой я руководил в роли директора с 2009 по 2020 годы. Из сугубо корпоративной мы ее вырастили до рыночной, и сегодня это хороший образовательный продукт. Магистерскую программу в Вышке я спроектировал в прошлом году, и мы ее запустили 1 сентября, три месяца назад. Это хорошая очная академическая программа магистерского уровня, ориентированная скорее на вчерашних студентов, а не на действующих производственных менеджеров с опытом работы.
Программа Лидеры про, как и МВА-ПС, реализуется в модульном формате обучения (без отрыва от основной работы). Она выросла из нацпроекта «Производительность труда». Пожалуй, это самая массовая программа сегодня в нашей стране.
Опыт проектирования, запуска и развития первых двух открытых программ и корпоративных программ для ОМК, ТНК-ВР, Роснефти и других компаний позволяет мне сегодня предлагать на рынок собственный образовательный продукт – программу «Производственные системы».
У нашей программы «Производственные системы» несколько важных отличительных характеристик, позволяющих участникам эффективно решать свои задачи: компактная – 6 месяцев, 5 модулей по 4 дня, без отрыва от основной работы; формат кампуса, живем и учимся в одном месте; сильная команда экспертов – отечественный и мировой опыт; сплав академического подхода и практики из индустрии; проекты развития с получением результатов до окончания программы и обсуждение их в завершающем модуле; стажировка на предприятии – обязательный элемент программы; моя персональная ответственность и индивидуальный подход к каждому участнику.
По каждому из этих пунктов я могу долго и детально пояснять важность и целесообразность именно такой конфигурации.
— По конфигурацию понятно. Какой тогда состав и опыт преподавателей?
— Состав преподавателей и экспертов очень сильный. Я могу сказать, что нам удалось собрать очень сбалансированный состав экспертов. У нас на программе три группы профессионалов в области развития ПС. Первая группа – это ядро преподавателей, у которых опыт работы с производственными менеджерами как в аудитории, так и в консультационных проектах более 10 лет. Вторая группа – это руководители производственных компаний. Генеральные и управляющие директора, функциональные руководители предприятий, где производственная система уже в ДНК общей системы управления. Третья группа – это директора по ПС со стажем 10+ лет. Уникальные профессионалы из разных отраслей и типов производственного процесса. Возможность взаимодействия и обсуждения своих проектов с ними для участников бесценна. Именно так, в проектах и их обсуждении с профессионалами формируется свой собственный образ производственной системы.
Отдельно нужно упомянуть о зарубежных экспертах. Джим Вумек (США) и Питер Виллатс (Великобритания) широко известны в узких кругах производственных менеджеров в нашей стране. Они вошли в экспертный совет программы, и у ее участников будет возможность общения с ними.
Раз уж я упомянул об Экспертном совете программы, то нужно чуть подробнее рассказать. Он прежде всего призван помогать ставить актуальные для бизнеса задачи перед программой. Его вторая задача – обеспечивать должный уровень экспертизы и качества программы в целом. Мы пригласили в него тех людей, которые своими делами в области операционной эффективности долгое время несут ценность как в отдельные компании и в развитие общества в целом. Это гиганты. Алексей Порошкин из McKinsey и Юрий Рубаник из Центра новых технологий управления представляют консультационно-экспертный сектор. Реальный сектор представлен Михаилом Дьяковым, CEO ГК Традиция, Олегом Зупником из Philips и Денисом Лукмановым, возглавляющим Уральский пружинный завод. Джим Вумек и Питер Виллатс обеспечивают международную экспертизу.
— Какие содержательные блоки представлены в программе и как выглядит ее дизайн?
— Программа состоит из 5 очных офлайновых модулей. Каждый модуль – целостный и законченный. Последовательно мы будем рассматривать вопросы системного управления (модуль ПС: Организация), выделения и повышения эффективности процессов и операций (ПС: Процессы), формирования системы взаимоотношений руководителей со своими командами (ПС: Люди) и управления развитием (ПС: Развитие). Еще один учебный модуль пройдет в формате стажировки на партнерском предприятии. Три очень эффективные компании сегодня являются партнерами программы – ГК Традиция (металлообработка), Уральский пружинный завод и Оконный континент. Этот список расширяется.
Отдельно в программе есть проектный и лидерский треки, нацеленные на проектирование изменений в рабочих процессах и личностном развитии. Работа в очном формате на модулях будет совмещена с интенсивной онлайн-поддержкой и взаимодействием в межмодульный период.
— Чем программа привлекательна для имеющих образование и опыт в развитии производственных систем?
— Те, кто уже какое-то время работает в области производственных систем (будь то в соответствующей дирекции или линейным руководителем) смогут сформировать системное представление о траекториях развития производственных систем и своей роли в ней. Получить основательную фундаментальную подготовку. Хорошая образовательная программа позволяет решить три задачи – узнать новое о ПС, расширить круг полезных взаимодействий и получить вдохновение на действия. Директорам по ПС, как правило, все это нужно точно также, как и производственным руководителям, никогда не работавшим с ПС.
— Как стать участником программы?
— Процесс поступления – это 3 шага. Первый – подать заявку на сайте программы www.PSmdp.ru . Второй – подготовить декларацию о намерениях в формате видеоролика. И третий – пройти входное интервью с директором программы.
Нам важно, чтобы поступление на программу было самостоятельным осознанным решением участника, и чтобы он имел четкое представление о том, как он использует полученный образовательный опыт в своей работе. Какой проект он реализует за время программы. Это мы и проверяем через декларацио о намерениях и на интервью.
— Как устанавливается и в какие сроки производится оплата?
— Мы ориентируем предприятия на то, чтобы от них учились команды. В идеале – по три человека. Стоимость за команду в этом случае – 1 млн 390 тыс рублей. В случае обучения одного человека – стоимость 490 тыс рублей. Таким образом обучение команды выгодно вдвойне – снижается стоимость обучения на человека и одновременно формируется реально действующая команда с единым языком и подходом к развитию ПС.
Мой опыт показывает, что хорошая программа довольно быстро окупает любые [разумные] инвестиции денег и времени. Некачественная образовательная программа – это потеря любых денег, которые за нее оплачены, и времени. Пусть даже совсем небольших.
За качество нашей программы я беру персональную ответственность. Мы готовы вернуть деньги участнику, если результат обучения у нас на программе его не устроит. Без дополнительного объяснения причин. Понятно, что никому не интересно возвращать деньги. Гораздо важнее на старте быть уверенным в том, что инвестиции денег и времени окупятся с лихвой. Мы можем это гарантировать. И обещание вернуть деньги в случае, если… это лишь способ, которым я могу продемонстрировать свою уверенность в качестве и результативности программы.
И еще: вопрос денег никогда не является значимым фактором при принятии решения об обучении. По этому вопросу всегда можно найти решение, которое устраивает обе стороны. Всегда.
— Какие сложности могут возникнуть у учащихся в первые пару месяцев обучения?
— Я не вижу, какие сложности могут возникнуть у мотивированных зрелых производственных менеджеров, участников программы. А именно из таких кандидатов мы формируем учебную группу. Нужно быть готовым много читать и проводить быстрые эксперименты в своей работе сразу после получения нового образовательного опыта. Это довольно сложно, но фантастически интересно.
— Как проводятся экзамены во время обучения?
— Экзаменов нет. Оценка – это низкоэффективная форма обратной связи. У нас на программе нет оценок в привычном понимании. Качественная обратная связь – да, но оценки – нет. Такая без оценочная форма взаимоотношений на программе требует зрелости и высокого уровня взаимной ответственности за результат обучения. Для этого участники должны занять образовательную позицию, выйдя при этом из позиции клиентской. Фокус участника программы важно поддерживать на предмете и интересе к нему, а не на получении оценки. И тогда результат будет куда более значимый, чем даже «красный диплом». Кстати, предметов и курсов на программе как таковых тоже нет. Есть последовательность образовательных задач и рассматриваемых тем, вопросов. Связанные между собой блоки контента в работе разных преподавателей.
— Какой документ по итогу получают участники?
— Мы ориентированы на участников, которые выбирают образовательную программу не для получения документов, а для собственного развития и развития своей компании. Тем не менее участники, прошедшие все пять модулей и представившие результаты реализованного проекта развития в соответствии с нашими критериями, получат сертификат от Lean Institute Russia о прохождении программы.
— Как узнать больше о программе?
— На сайте www.PSmdp.ru (название сайта – это аббревиатура от “Production Systems” management development program) или вы можете написать мне на vboltrukevich@gmail.com.
К вопросу уникальности… Более глубокий и детальный вариант похожей программы разработан и более 15 лет реализуется в Высшей школе бизнеса МГУ. На программе системным образом обучается от 40 до 70 человек ежегодно. Фокус программы на стратегии повышения эффективности, построение «производственных систем» на отдельных предприятиях, в цепочках предприятий, в холдинговых структурах. Также в программе сделан отдельных фокус на рыночных ситуациях, конкуренции (в том числе, за счет управления производственной эффективностью на рынках с «жесткими ценовыми ограничениями» (когда невозможно получить дополнительную маржу за счет увеличения отпускных цен (например, при биржевом ценообразовании).