Когда-то Генри Форд, как человек постоянно ищущий новые решения для развития своего бизнеса, пришел к выводу, что формирование культуры семейного отдыха на природе позитивно повлияет на рост продаж его автомобилей.
Была начата компания по пропаганде семейного выезда на природу на автомобиле. Под маркой Форда стал выпускаться древесный уголь для пикников. В сознании людей начало сформировываться представление о том, что приготовление блюд в лесу на костре – это полезно и модно, а автомобиль, которым нужно пользоваться – это Форд Генри придумал простое решение.
Этот пример – отличная иллюстрация лучшей практики развития и продвижения не только собственного бизнеса, но и формирования на долгие годы культуры семейного отдыха прочно связанного с именем Форда.
Зачем же нужны лучшие практики?
Реализуя программу адресной поддержки предприятий в рамках национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости», мы часто обращаемся к собственному опыту и опыту других, справедливо считая, что он может помочь достижению поставленных целей.
Например, когда необходимо «зарядить» работников предприятий-участников проекта энергией перемен, показать им, что все возможно, что только постоянное движение вверх позволит предприятиям быть на вершине или быть конкурентоспособными в сегодняшнем нестабильном мире, лучшие практики являются незаменимым инструментом.
Но вот в чем проблема.
Занимаясь реализацией проектов по повышению производительности труда на предприятиях Ростовской области, я довольно часто обращаюсь к опыту коллег и советую членам рабочих групп предприятий изучать лучшие практики. Это хорошо систематизирует и пополняет багаж знаний, а также становится понятно в каком направлении идут предприятия-лидеры перемен, каких успехов они добиваются, создавая и развивая свои эффективные производственные системы.
Но чем чаще идет обращение к опыту других, тем больше возникают вопросы о целесообразности этого. Главные из них:
- Поиск крупиц лучшего – не трата ли это времени впустую?
- Что нам это даст, ведь для каждого предприятия решение уникально, что сработало у кого-то, может не подойти нам?
- Чужой опыт может стать препятствием для выработки и принятия наших собственных решений? И т.д.
Собственный опыт и опыт других – это, как считают многие, веревка о двух концах. С одной стороны, опыт может подсказать решение, но с другой – может стать самым большим ограничением, которое может тормозить движение вперед.
Добавлю, что постоянно опрашивая рабочие группы проектов на предприятиях о том, что они почерпнули для себя обращаясь к лучшим практикам, в ответ частенько слышу:
— Почитали, но не поняли. А в чем «фишка»? Как они добились результата? Мы тоже, когда-то пытались внедрить бережливое производство, строили карты и диаграммы Спагетти, применяли 5С, рисовали на полу полоски и квадраты, но результата это не дало. В лучших практиках мы видим те же карты, диаграммы, полоски и квадраты и можем, опираясь на свой предыдущий опыт, предсказать результат очередной попытки внедрения на предприятии Бережливого производства. Может, не стоит тратить время на ознакомление с бесполезным?
Участвуя в семинарах и вебинарах, посвященных проблемам развития эффективных производственных систем и внедрению на предприятиях методологии бережливого производства, слышишь выступление представителей предприятий-лидеров в этом направлении, тех, кто добился значительных результатов, например, Сибур, Камаз, Калашников и т.д. После рассказа о достигнутых успехах, ведущий, как правило, задает вопрос о том, как они достигли такого результата, какие применили находки и интересные решения. А в ответе опять – о тех же условных картах, полосках и квадратах…
Так что же такое лучшие практики, в чем их суть? Что они могут и должны дать тем, кто ступил на тропу перемен и желает процесс изменений сделать необратимым, а тропу превратить в дорогу преобразований?
Я думаю, что каждый, открывая лучшие примеры реализации проекта по повышению производительности труда, хочет найти информацию не только о достигнутом результате и предпринятых традиционных шагах, но и о тех самых «фишках», сыгравших ключевую роль в достижении высокого результата.
На мой взгляд, лучшие практики являются (должны являться) важным, полезным и понятным инструментом, играющим заметную роль в достижении результатов на пути повышения производительности труда и укрепления конкурентоспособности предприятий.
Хотелось бы, чтобы лучший опыт рассказывал не только о базовых шагах, которые проходят все предприятия, внедряющие Бережливое производство, но и представлял те самые «фишки», в которых как раз и кроется то лучшее, что позволяет двигаться вперед.
Томас Эдисон, как-то сказал:
— Если хотите придумать отличные идеи, знайте — лучшие из них вы можете позаимствовать.
Думаю, эти слова в полной мере отражают суть того, что такое лучшие практики и зачем они нужны.
Не знал про эту историю с Фордом, оригинально)
«Получив массу хороших советов, мои конкуренты не могли бы приступить к работе.» Г.Форд..Можно собрать лучшие. идеи и убедится в невозможности их применения. Почему? Человек привык к примитивному копированию, а приспособить идею к конкретному производству, это надо затратить усилия; произвести рассчёты, доказать целесообразность, изготовить элементы и НЕ ПОЛУЧИТЬ НИЧЕГО. Да. Именно в этом причина. Когда виден результат, сразу появляются «ЛЖЕавторы. Если результат отрицательный, ВИНОВЕН всегда только «аффтор». Могу рассказать; Как я внедрял «Бережливое производство».
.
Да, расскажите пож-та