О пользе и задачах лучших практик создания эффективных производственных систем

Когда-то Генри Форд, как человек постоянно ищущий новые решения для развития своего бизнеса, пришел к выводу, что формирование культуры семейного отдыха на природе позитивно повлияет на рост продаж его автомобилей.

Генри Форд — американский промышленник, владелец заводов по производству автомобилей по всему миру, изобретатель, автор 161 патента США

Генри Форд — американский промышленник, владелец заводов по производству автомобилей по всему миру, изобретатель, автор 161 патента США. Его лозунг — «автомобиль для всех». Завод Форда выпускал наиболее дешёвые автомобили в начале эпохи автомобилестроения.

Была начата компания по пропаганде семейного выезда на природу на автомобиле. Под маркой Форда стал выпускаться древесный уголь для пикников. В сознании людей начало сформировываться представление о том, что приготовление блюд в лесу на костре – это полезно и модно, а автомобиль, которым нужно пользоваться – это Форд Генри придумал простое решение.

Этот пример – отличная иллюстрация лучшей практики развития и продвижения не только собственного бизнеса, но и формирования на долгие годы культуры семейного отдыха прочно связанного с именем Форда.

Зачем же нужны лучшие практики?

Реализуя программу адресной поддержки предприятий в рамках национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости», мы часто обращаемся к собственному опыту и опыту других, справедливо считая, что он может помочь достижению поставленных целей.

Например, когда необходимо «зарядить» работников предприятий-участников проекта энергией перемен, показать им, что все возможно, что только постоянное движение вверх позволит предприятиям быть на вершине или быть конкурентоспособными в сегодняшнем нестабильном мире, лучшие практики являются незаменимым инструментом.

Но вот в чем проблема.

Занимаясь реализацией проектов по повышению производительности труда на предприятиях Ростовской области, я довольно часто обращаюсь к опыту коллег и советую членам рабочих групп предприятий изучать лучшие практики. Это хорошо систематизирует и пополняет багаж знаний, а также становится понятно в каком направлении идут предприятия-лидеры перемен, каких успехов они добиваются, создавая и развивая свои эффективные производственные системы.

Но чем чаще идет обращение к опыту других, тем больше возникают вопросы о целесообразности этого. Главные из них:

  1. Поиск крупиц лучшего – не трата ли это времени впустую?
  2. Что нам это даст, ведь для каждого предприятия решение уникально, что сработало у кого-то, может не подойти нам?
  3. Чужой опыт может стать препятствием для выработки и принятия наших собственных решений? И т.д.

Собственный опыт и опыт других – это, как считают многие, веревка о двух концах. С одной стороны, опыт может подсказать решение, но с другой – может стать самым большим ограничением, которое может тормозить движение вперед.

Фото на производстве

Добавлю, что постоянно опрашивая рабочие группы проектов на предприятиях о том, что они почерпнули для себя обращаясь к лучшим практикам, в ответ частенько слышу:

— Почитали, но не поняли. А в чем «фишка»? Как они добились результата? Мы тоже, когда-то пытались внедрить бережливое производство, строили карты и диаграммы Спагетти, применяли 5С, рисовали на полу полоски и квадраты, но результата это не дало. В лучших практиках мы видим те же карты, диаграммы, полоски и квадраты и можем, опираясь на свой предыдущий опыт, предсказать результат очередной попытки внедрения на предприятии Бережливого производства. Может, не стоит тратить время на ознакомление с бесполезным?

Участвуя в семинарах и вебинарах, посвященных проблемам развития эффективных производственных систем и внедрению на предприятиях методологии бережливого производства, слышишь выступление представителей предприятий-лидеров в этом направлении, тех, кто добился значительных результатов, например, Сибур, Камаз, Калашников и т.д. После рассказа о достигнутых успехах, ведущий, как правило, задает вопрос о том, как они достигли такого результата, какие применили находки и интересные решения. А в ответе опять – о тех же условных картах, полосках и квадратах…

Так что же такое лучшие практики, в чем их суть? Что они могут и должны дать тем, кто ступил на тропу перемен и желает процесс изменений сделать необратимым, а тропу превратить в дорогу преобразований?

Я думаю, что каждый, открывая лучшие примеры реализации проекта по повышению производительности труда, хочет найти информацию не только о достигнутом результате и предпринятых традиционных шагах, но и о тех самых «фишках», сыгравших ключевую роль в достижении высокого результата.

На мой взгляд, лучшие практики являются (должны являться) важным, полезным и понятным инструментом, играющим заметную роль в достижении результатов на пути повышения производительности труда и укрепления конкурентоспособности предприятий.

Хотелось бы, чтобы лучший опыт рассказывал не только о базовых шагах, которые проходят все предприятия, внедряющие Бережливое производство, но и представлял те самые «фишки», в которых как раз и кроется то лучшее, что позволяет двигаться вперед.

Томас Эдисон, как-то сказал:

— Если хотите придумать отличные идеи, знайте — лучшие из них вы можете позаимствовать.

Думаю, эти слова в полной мере отражают суть того, что такое лучшие практики и зачем они нужны.

Олег Белицкий

Редактор "Алгоритма", руководитель проектов РЦК в сфере производительности труда Ростовской области

1 комментарий

  1. Не знал про эту историю с Фордом, оригинально)

    0

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Вы должны согласиться
Генерация пароля