Не смотря на пандемию и самоизоляцию части населения, потребность в перевозках людей и грузов не исчезла. Оборот организаций автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам в январе–сентябре 2021 года составил 143,4 млрд. руб. в действующих ценах или 120,3% от показателя аналогичного периода прошлого года. Ко Дню работника транспортной отрасли, который отмечается 20 ноября в России, эксперты рассказали, как растущий спрос на услуги отрасли помогает удовлетворить национальный проект «Производительность труда».
В настоящее время дефицит свободных квалифицированных кадров наблюдается во всех секторах рынка труда. Особенно остро это ощущается в крупных городах, где сосредоточены промышленные кластеры и транспортные узлы.
Как недавно заявил председатель Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга Дмитрий Чернейко, в ближайшем будущем за счет привлечения людей со стороны кадровую проблему решить уже будет невозможно. Остается один выход – наращивать объемы предоставления услуги за счет увеличения производительности труда.
«Рост производительности труда предприятий отрасли возможен в первую очередь за счет оптимизации расходов, в том числе с помощью инструментов бережливого производства, – утверждал в 2019 году директор ООО «Томсктрансавто» Александр Деменин.
Как раз в тот момент решением этой проблемы и занялся национальный проект «Производительность труда».
«Перевозка грузов оказывает влияние на экономику в целом. Стандартизация процессов, поиск и устранение потерь, сокращение времени исполнения заказов, – всё это, без сомнения, положительно отразится не только на деятельности транспортных предприятий, но и на результатах их контрагентов из смежных отраслей. Поэтому именно грузовые перевозки в первую очередь попадают в сферу нашего внимания», – оценивает эффект от внедрения методик, предлагаемых в рамках национального проекта, директор по операционной эффективности Регионального центра компетенций в сфере производительности труда (РЦК) Санкт-Петербурга Федор Дмитриев.
Выходя на предприятия, специалисты РЦК проводят анализ всего процесса и осуществляют поиск и устранение потерь. В этом плане логистическая отрасль не отличается от любой другой, так как методика работы универсальна. Но у этой сферы деятельности есть свои особенности.
«В транспорте и логистике присутствует большой поток документации для обеспечения основных видов работ, приносящих ценность. Также большое внимание уделяется вспомогательным процессам, так как они могут являться «узким местом» в потоке создания ценности и замедлять весь процесс в целом», – считает Федор Дмитриев.
Опыт уже реализованных в стране проектов подтверждает, что направления работы выбраны правильно.
МКП «Калининград ГорТранс» столкнулся с тем, что автобусы слишком долго проходят ежедневный технический контроль. В конце рабочей смены в зоне технического осмотра образуется очередь из машин с водителями.
Специалисты национального проекта выявили, что причиной этого является совмещение операций технического осмотра и выполнения мелких ремонтов. Проведение мелкого ремонта вывели за рамки предрейсового осмотра. Теперь выявленные неисправности вносят в чек-лист, а ремонтные работы проводят в ремонтной зона после окончания осмотра всего транспорта или в ночное время.
При этом были стандартизованы операции по техническому контролю. Если раньше разные смены выполняли их за разное время и с разным качеством, то теперь эти параметры выровняли.
За счет этого время проведения ежедневного технического контроля маршрутных автобусов сократилось в 15 раз, с 44 до 3 минут. Экономический эффект от внедрения – 8,4 млн. рублей.
То же происходит и в других городах. В Самарском трамвайно-троллейбусном управлении время профилактических работ, которые необходимы, чтобы троллейбус работал без поломок, сократилось на 52%. Число случаев схода троллейбусов с линии уменьшилось на 44%.
Аналогичный результат достигнут на пассажирском автотранспортном предприятии № 3 в Тольятти. Число рейсов, потерянных из-за технической неисправности машин, уменьшилось более, чем вдвое.
В Новом Уренгое время техобслуживания удалось снизить на 40%, а межремонтный пробег увеличить на 238%. На две трети снизилось число автобусов, по техническим причинам сошедших с линий.
«Внедрение методов и технологий, которые мы предлагаем, обходится для предприятий практически бесплатно. Расходы берет на себя государство. При этом в рамках национального проекта имеется и раздел системных мер поддержки участников, который включает займы от Фонда развития промышленности, налоговые преференции и т.п. РЦК готов оказать помощь любым предприятиям транспортной отрасли, которые соответствуют критериям национального проекта: выручка предприятия – от 400 млн. руб. за год, доля участия налоговых резидентов иностранных государств в уставном (складочном) капитале юридического лица – не выше 50%»,– уточняет генеральный директор РЦК Санкт-Петербурга Ирина Голубцова.
Напомним, национальный проект «Производительность труда» разработан во исполнение майского указа Президента Российской Федерации Владимира Путина в 2018 году и призван создать условия для непрерывного роста производительности труда в стране. В рамках нацпроекта разработан комплекс мер господдержки бизнеса, который включает финансовое стимулирование, а также экспертную помощь в оптимизации производственных процессов.
Ваш комментарий будет первым