Компетенции XXI века: От традиционного образования — к обучению в течение всей жизни

Ежегодно в мире появляется до 500 новых профессий, а до 2030 года устареют еще 300. В наукоемких областях знания устаревают в течение двух лет, а бизнесе — каждые 3–5 лет. Какие компетенции мы можем развивать сегодня, чтобы встроиться в профессиональный контекст будущего? Об этом рассказала Ирина Жук, заместитель генерального директора по обучению Федерального центра компетенций (ФЦК).

Ирина Жук, заместитель генерального директора по обучению Федерального центра компетенций (ФЦК)

Ирина Жук. Фото: пресс-центр ФЦК

Палитра актуальных компетенций* меняется раз в 5 лет — на нее влияют и условия бизнеса, и окружающая среда. Компетенция «Решение сложных проблем» была на первой строчке целых 10 лет. Сейчас на первый план вышла неожиданная и новая для списка компетенция — «Активное обучение» — другими словами, умение учиться.

Мы получаем образование всю жизнь, но учимся мы только сами

Школа, техникум, вуз, аспирантура передают эстафету тренингам, электронным курсам, дополнительному образованию. Учимся по понятной модели: нам дают знания, мы их воспринимаем и… увы, не применяем. Причина — не понимаем где и зачем.

Обучение начинается с цели

Что мы хотим, кем стать, в какой области работать, в чем совершенствоваться? Проанализировав свою мотивацию и профессиональные направления, возникающие вокруг нас, первым шагом нужно выбрать цель обучения. А цель, как известно, штука конкретная: что, когда, как, за счет чего. Она должна мотивировать и быть реальна. Если вы решите за год из инженера вырасти до главного конструктора сложных систем — сойдете с дистанции, потому что это нереально.

Траектория обучения — в ваших руках

Чтобы приобрести тот или иной навык, есть как минимум 30 способов обучения, и привычные тренинги, и онлайн-обучение дают только 10% устойчивого навыка. Уметь учиться — это уметь выбирать дополнительные источники обучения: профессиональных экспертов, правильную литературу, экспертные сообщества, участвовать в рейтингах и конкурсах — и это еще 20% результата. А то, что гарантированно формирует навык — это практика — 70% наших усилий. Выбор последовательности, источников обучения, времени обучения и есть индивидуальная траектория обучения. Главное — выбирать правильные источники знаний и реальных экспертов. Думаю, очень скоро появится новая профессия: архитектор знаний, который будет помогать человеку выстроить свою индивидуальную траекторию обучения из многих источников и возможностей.

Ирина Жук с экспертами по обучению ФЦК

Ирина Жук с экспертами Академии производительности. Фото: пресс-центр ФЦК

Мы в ФЦК сделали большой шаг для формирования траектории развития тренеров, например. Есть тренинг, электронные курсы, к каждой изучаемой теме — перечень литературы, в сообществе тренеров можно задать вопросы коллегам, в базе знаний — найти лучшие практики. И самое главное — разработаны новые тренинги, которые можно получить в ФЦК на коммерческой основе, например — пакет тренингов по офисным процессам. Дело за малым — составить свою собственную траекторию развития: когда и что будем делать.

Участвовать в конкурсах, рейтингах

Соревновательность — часть нашего «генетического кода». В древности выживали сильнейшие, но и сегодня мы соревнуемся всю жизнь: от конкурса рисунка в детском саду до Нобелевской премии или лучшего сотрудника компании. Соревновательность помогает развивать навыки, становиться «лучшей версией себя». Чтобы победить, надо научиться что-то делать лучше других.

Конкурс тренеров, который мы провели, — возможность для каждого участника увидеть свои зоны развития и запланировать свою траекторию обучения. А для победителей — выбрать новую цель.

Дисциплина и промежуточные успехи

Если учишься сам, твое расписание —в твоих руках. Придется пожертвовать серфингом в соцсетях, выделять регулярное время для чтения, включаться в проекты, которые не входят в сегодняшнюю деятельность. Скорость движения — тоже наш выбор. Главное, чтобы обучение было последовательным, разносторонним и стояло в расписании так же, как совещание или командировка. Если цель разбита на этапы, умение наградить себя на промежуточных итогах даст мотивацию двигаться дальше. Знаю пример коллеги, которая, получив профессиональный аттестат 1-й из 3 ступеней, реализовала свою давнюю мечту — конный поход. Последовательность действий и награда мотивируют двигаться дальше.

В дистанционном обучении ФЦК есть возможность назначения электронных курсов, чтобы были четкие даты, есть «роботьютор», который в зависимости от уровня предлагает последовательность обучающих действий. Но требуются воля к достижению цели и приоритет.

Развивать то, что уже умеешь делать хорошо

Уметь учиться — значит находить новые способы и методы выполнения тех задач, которые стали привычным. Это двойная петля научения**, которая по механизму является сутью бережливого производства, что означает умение проанализировать привычные способы действий и найти принципиально другие, дающие большую отдачу и результат. Анализ собственных действий, поиск нестандартных решений, многократная апробация, аналитика успешности решений путь, который из первой петли (научиться) переходит во вторую (научиться делать по-новому). Этот путь непрерывных улучшений основан на текущей компетенции.

Сделать обучение привычкой

Активное обучение или умение учиться не имеет точки, после которой можно сказать «Я знаю», потому что твое знание через пару лет станет неактуальным. Привычка учиться — это постоянный поиск ответов на проблемные вопросы: почему так? как делают другие? кто делает лучше всех? что будет происходить завтра? Не накопление дипломов и сертификатов. Поэтому навык XXI века называется «активное обучение»: я выбираю зачем, что, когда, какими методами, и этот круг бесконечен и применим в любых областях нашей жизни.

Привычка к обучению критически важна для внутренних тренеров по бережливому производству. Каждый новый виток — это новые тренинги, новые знания, которые надо получать и практиковать. Пример: если уже проводятся тренинги для производственного персонала (стандартный пакет), новое направление развития тренера — проведение тренингов по бережливому производству для офисных сотрудников.

И тот же путь (прохождение тренинга, методическая подготовка, тренинг тренеров, изучение лучших практик и поддержка со стороны ФЦК) не только развивает самого тренера, но и дает предприятию новый инструмент повышения эффективности офисных процессов. Внутренние тренеры — лидеры изменений внедрения бережливого производства. Формирование культуры непрерывных улучшений невозможно без знаний и мотивации сотрудников. Но для этого сам тренер должен быть компетентным, мотивированным, заряженным энергией.

ЗА 5 ЛЕТ ПОДГОТОВЛЕННЫЕ ФЦК ТРЕНЕРЫ ОБУЧИЛИ БОЛЕЕ 45 ТЫС. ЧЕЛОВЕК. ТЕХНОЛОГИЯ ОБКАТАНА ДО МЕЛОЧЕЙ, КАЖДЫЙ ГОД ПОЯВЛЯЮТСЯ НОВЫЕ ПРОГРАММЫ — ТРЕНЕР МОЖЕТ НЕ ОСТАНАВЛИВАТЬСЯ В РАЗВИТИИ.

Применяй, обучай, совершенствуй — ориентир наших тренеров. Бережливое обучение — это обучение внутри предприятия. Это не только экономит ресурсы, но дает огромную отдачу.

* По данным аналитического отчета Всемирного экономического форума (World Economic Forum, 2020).

** Двойная петля научения – умение анализировать правила, принципы, способы выполнения работы для того, чтобы найти новые методы и способы решения задач. Впервые описал Крис Арджирис, профессор Гарвардской школы бизнеса.

Подробнее про обучение в Академии производительности

Редакция

Сетевое издание «Алгоритм - производительность труда» посвящено вопросам повышения производительности труда и построения эффективных производственных систем в России. По любым вопросам пишите на: mail@algoritminfo.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Вы должны согласиться
Генерация пароля