Кейсы первого Кубка по рационализации и производительности

В рамках реализации национального проекта «Производительность труда»  автономной некоммерческой организацией «Агентство развития профессионального мастерства» (Ворлдскиллс Россия) совместно с Минэкономразвития России в октябре был организован первый Кубок по рационализации и производительности. О том, какие задания выполняли участники Кубка рассказываем далее.

Кейсы первого Кубка по рационализации и производительности

Фото: пресс-служба Ворлдскиллс Россия

Среди успешных кейсов — разработка системы автономной электрификации вагонов сопровождения и жилых помещений, которая экономит 90% расходуемого топлива, при этом абсолютно взрыво- и пожаробезопасна. Еще один пример — создание тестового стенда для проверки жгутов и кабелей, применение которых позволило сократить время на проверку на 80%, а на производство кабелей на 30%. Таким образом, используя дополнительные нововведения, удалось добиться увеличения месячного объема выпуска аппаратов ИВЛ в 100 раз.

Директор по производству Каменск-Уральского завода по обработке цветных металлов Иван Головко рассказал об инициативе по сокращению расходов на содержание цеха и на снижение сроков изготовления готовой продукции.

«В 4-м квартале 2020 года была создана команда для реализации проекта по компактизации производства, в ходе чего были изменены технологии на медном и на бронзовом прокате, что дало нам увеличение производительности труда в 3 раза по данному направлению, снижение себестоимости продукции на 5 процентов, снижение сроков изготовления данной продукции в 2 раза. И это только первые шаги», — заявил он.

Японский подход к российскому производству

Кейсы первого Кубка по рационализации и производительности

Фото: пресс-служба Ворлдскиллс Россия

Слово «каракури» — из Японии. Так называли механических кукол, которые развлекали гостей, например, во время чайной церемонии. Сейчас у каракури более широкий смысл: это механические устройства, которые на предприятиях упрощают операции, повышают производительность труда, снижают потери. Особенность — в отсутствии электропитания. Устройства работают за счет силы тяжести, инерции, скольжения, натяжения, принципа рычага.

Участники соревнований получили от приборостроительного завода задание за три дня оптимизировать операцию по загрузке полистирола в бункер литьевой машины.

«Сейчас операторы отбирают совком из мешка порцию сырья, дозируют на весах, потом один из них встает на лесенку и загружает сырье в литьевую машину. Коллега страхует. Конкурсанты должны минимизировать ручной труд, увеличить производительность труда и исключить необходимость помощи второго оператора. Несмотря на то, что у всех команд одинаковые задания, результат у каждой из них свой. А победа достанется той, которая лучше других оптимизирует работу оператора», — рассказал главный эксперт конкурсного направления «Инженерное мышление. Каракури» Юрий Егоров.

Кстати, каракури широко представлены в «Росатоме». Первое устройство было внедрено в 2018 году на предприятии «ЗиО Подольск» и позволило сократить время транспортировки заготовок в 20 раз. Сейчас «Инженерное мышление. Каракури» в «Росатоме» — это сотни историй оптимизации и тысячи людей, которые активно участвуют в этом процессе.

Затрат — на копейку, эффект — на рубль

Кейсы первого Кубка по рационализации и производительности

Фото: пресс-служба Ворлдскиллс Россия

Например, Уральский электромеханический завод должен увеличить выпуск блоков шкафов автоматизированной системы управления до 50 единиц в смену. И выполнить это задание генеральный директор УЭМЗ Станислав Богоявленский поручил участникам Кубка.

На заводе слесарь-сборщик собирает блок за 16 минут, что он и продемонстрировал в первый день соревнований. Конкурсанты следили за его действиями, отмечали, на каких операциях он теряет время. И в итоге предложили, как ускорить сборку.

Например, команда АО «Мелеузовские минеральные удобрения» сделала приспособление из куска фанеры и двух реек — направляющие под заклепки и кондуктор для соединения стальных уголков.

«Придумали еще пару конструктивных улучшений, и в итоге на сборку шкафа у меня ушло чуть больше 8 минут», — рассказал участник Кубка Роман Семавин.

Как видим, копеечное решение зачастую конвертируется в тысячи рублей. Создание устройств каракури позволяет творчески подойти к решению разных технических задач.

Трактор с умным приложением

Кейсы первого Кубка по рационализации и производительности

Фото: пресс-служба Ворлдскиллс Россия

НПО автоматики создало для аграриев «Ассистент водителя». Он помогает соблюдать точность и качество при обработке больших площадей. Подсказки появляются на мониторе в виде схемы движения.

«Нам важно было проверить, всё ли мы учли с точки зрения алгоритма управления. А для этого нужен взгляд со стороны на интерфейс и эргономику. Мы увидели здравые идеи, которые учтем в конструкторской документации», — рассказал генеральный директор НПО автоматики Андрей Мисюра.

В команде, которая работала над его заданием, двое рационализаторов из РЖД — Роман Агзамов и Илья Рыбинцев. Они пришли в компанию четыре года назад, начинали с монтеров пути. И, работая «в полях», видели много возможностей для рационализации. Ребята объединились в команду и начали дополнительно изучать программирование, 3D-моделирование и технику презентаций. Их заметили, и теперь они — инженеры Центрального филиала РЖД, которые предлагают эффективные решения практических задач.

Например, бригады, которые ремонтируют пути, ездят в вагонах сопровождения и порой неделями живут в полевых условиях. Энергией эти вагоны снабжают дизель-генераторы. Ребята разработали систему энергообеспечения на основе новейших технологичных аккумуляторов. Теперь достаточно один час зарядки их от генератора, чтобы они сутки обеспечивали вагон энергией. Это решение экономит 90% топлива, а железнодорожники в любое время и в любом месте снабжены электроэнергией и всеми бытовыми условиями для комфортного отдыха и продуктивной работы. А экономический эффект составил 2 млн. руб. только на один вагон!

«Здесь интересно то, что в Кубке участвовали разные компании — со своим опытом, видением. За эти дни мы много общались, обменивались опытом. «Ассистент водителя» — разработка предприятия «Роскосмоса». У него свое видение реализации проекта, а мы представили свои рацпредложения по улучшению программного комплекса: разработали свой вариант мобильного приложения, с помощью которого трактор запускается и управляется. Если в двух словах — облегчили восприятие за счет больших кнопок, контрастных цветов интерфейса, интуитивно понятной навигации. И еще предложили несколько других технических решений, которые улучшат взаимодействие водителя с трактором», — рассказал Илья Рыбинцев.




 

Подписывайтесь на наш Телеграм канал, там самое интересное!

Редакция

Редакция сетевого издания «Алгоритм - производительность труда». По любым вопросам пишите на: mail@algoritminfo.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Вы должны согласиться
Генерация пароля