Представляю 19 выпуск программы «Алгоритм — теория и практика управления» с Вячеславом Летуновским, посвященный Суворовской системе управления в российских компаниях. А также запускаем конкурс, о котором подробнее ниже.
Собеседник интервью – Вячеслав Летуновский — руководитель Школы корпоративного тренинга, кандидат психологических наук, автор бестселлера и одноименно управленческого курса “Наука побеждать. Менеджмент по-суворовски”, а также книг: “100 уроков лидерства А.В. Суворова для Бизнеса”, “Менеджмент по-спартански”, “100 уроков лидерства Екатерины Великой для современного руководителя” и других.
Вячеслав Летуновский, как автор книги «Наука побеждать. Менеджмент по Суворову», предлагает уникальную методику обучения руководителей. Он убежден, что российский бизнес нуждается в корпоративной культуре с «национальным колоритом». В качестве специфики национальной культуры автор называет особый («родительский») управленческий стиль, который не вписывается в западные типологии. Это наша отечественная «фишка», подобно американской мечте или японскому кодексу чести.
По мнению автора, на базе суворовской «Науки побеждать» можно создать новую управленческую и деловую культуру, более стабильную и устойчивую к внешним воздействиям. Выводы автора подкрепляются примерами из современной российской бизнес-практики.
Продолжительность — 29 минут.
Скачать mp3-файл (20.3 Мб, 96 kbps)
Таймлайн интервью с Вячеславом Летуновским
1:16 — «Когда я подступился к Суворовской системе управления, я уже был состоявшимся бизнес тренером, и работал на рынке 6 лет, в 2006 году <…> Это цельная управленческая система и она вполне эксплицируется и переводится на бизнес язык». Первый тренин провел в фирме Дикси
2:57 — О российских компаниях придерживающихся Суворовского подхода, в т.ч. омской НПО МИР (автоматизируют энергосбережение)
4:00 — Штурм Измаила: так называлось учение на заводе НПО МИР по повышению производительности в 20 раз
4:30 — Стратификация общества: почему в названии книги не «Управление», а «Менеджмент» (не русское слово)?
6:04 — Управленческий цикл и особенности Суворовской системы: «После того как я понял, как Суворов оценивал ситуацию, я отказался от SWOТ-анализа <…> SMARTом также не пользуюсь, как менее эффективном инструменте, потому как Суворов ставил задачи на порядок эффективнее»
10:00 — Риск менеджмент по Суворовски: глазомер и точная очная ситуации. Плюс до 50% личного состава в резервах, чтобы обеспечить выполнение любых задач
13:00 — Успех по Суворовски — это способности первого руководителя и обеспеченность подразделений, способных эффективно работать, как самостоятельно, так и вместе
14:00 — «Прискорбный факт: западные компании 15% от прибыли выделяют на обучение. Наши тратят гораздо меньше и поэтому мы от них отстаем и по производительности, и по качеству, и по инновациям»
15:00 — «Суворов создавал культуру обучения, когда учить было принято и учиться было хорошо <…> Большинство русских поговорок про обучение — это суворовские афоризмы <…> Суворов сам очень любил заниматься с рекрутами, с новобранцами, с новичками. Сам их учил и тем самым подавал пример старослужащим и капралам, которые были основными учителями солдат»
17:27 — Как суворовская система связана с бережливым производством?
18:30 — Общинность — вот, мы утратили и с чем работают японцы
20:50 — В основе Суворовской системы не только русский опыт, но мировой. «Суворов всегда учился на лучшем опыте»
22:50 — Дух победы, дух общей победы и природа функционального подхода
24:00 — Советы руководителям и собственникам менее эффективных компаний: «Учиться!»
25:26 — «Суворов безграничен, то что сейчас появляется тот же Эджайл, Холакратия, управление по ценностям — у Суворова все имплицитно присутствовало, поэтому он и опередил свое время лет на 200-300 и был непобедимым»
26:00 — «Русские отличаются верой, верностью и рассудком» — говорил Суворов. Могла появиться удивительно грамотная система Суворова при другом правителе?
28:35 — Конкурс: книги Вячеслава с автографом за лучший вопрос (подробнее ниже)
- Основа всему для Суворова — это глазомер. Первый управленческий принцип. Глазомер по Суворову означает адекватную оценку ситуации. Без правильного глазомера вся последующая схема работать не будет. Суворов не жалел ни своего времени, ни времени и сил подчиненных для развития навыков глазомера. Который иначе как постоянной тренировкой развить невозможно. Развитию глазомера у подчиненных способствовал и подробнейший разбор полетов после любого мало-мальски значимого события с обязательным выделением отличившихся как в позитивную, так и в негативную сторону. Глазомер Суворов понимал не только и не столько тактически, сколько стратегически, постоянно осуществляя мониторинг военно-политической ситуации в стране и в мире.
- После сбора данных и оценки ситуации следует второй этап: продумывание перспективных сценариев развития событий. Суворов отличался сценарным мышлением, он рисовал в своем воображении будущие события крупными мазками в нескольких вариантах, затем детализировал их, решительно останавливался на одном, еще более детально его продумывал, а затем быстро и настойчиво воплощал в жизнь.
- После осуществляется процесс постановки задачи. И несмотря на то, что большинство решений и выходов из затруднительных ситуаций Суворов находил сам, он интересовался мнением подчиненных, стараясь вовлекать их в процесс принятия решения. Кроме того, он не жалел сил и времени для того, чтобы сделать задачу и смысл выполняемых действий понятным каждому солдату, и требовал того же от своих офицеров. Принцип «Каждый солдат должен знать свой маневр» у Суворова означал понимание не только своей задачи на поле боя, но и задач взвода, роты, батальона и далее вплоть до целей кампании.
- Когда все задачи четко уяснены и смысл будущих действий полностью понятен, следовало выполнение намеченного плана (действие). Поскольку у Суворова все предыдущие этапы были пройдены безукоризненно, выполняя намеченные планы суворовские чудо-богатыри творили чудеса — заранее продуманные и запланированные. Детальное продумывание будущих действий сопрягалось у Суворова с поощрением инициативности и самостоятельности наступающих. Суворов требовал выполнять поставленные задачи быстро, решительно, не жалея сил.
- «Тот не сделал ничего, кто не закончил дела полностью», — часто повторял Суворов, ссылаясь на Гая Юлия Цезаря, которого считал своим учителем, и всегда старался завершить начатое, каких бы сил ему это ни стоило. «Недорубленный лес всегда вырастает» — еще одна любимая поговорка полководца. Суворов старался всегда полностью уничтожать силы противника и развивать успех. Этот принцип завершенности действия также немало способствовал успешности и повышал эффективность.
- Каждое серьезное мероприятие у Суворова, будь то бой или маневры, всегда заканчивалось подробнейшим разбором полетов, где все получали по заслугам и учились на опыте. Разбор полетов Суворов проводил так, чтобы стимулировать у подчиненных стремление к дальнейшему совершенствованию. Разбор полетов способствовал быстрому научению как отдельных индивидов, так и целых подразделений. И конечно же, подробный анализ выполненных действий развивал уже упомянутый нами глазомер.
- Этот замечательный управленческий цикл не дал бы таких удивительных результатов, если бы не базировался на великолепной профессиональной выучке подчиненных и высочайшем моральном духе. У Суворова была своя комплексная многоуровневая система обучения и развития подчиненных. В своих войсках он создавал подлинную культуру постоянного развития и улучшения. Развиваться и совершенствоваться в суворовских войсках было принято и всячески приветствовалось. А дух победы и высочайший моральный дух, который Суворову удавалось формировать и поддерживать вокруг себя, наверное, это самое удивительное суворовское достижение, разгадку которого целесообразно искать в трех тесно пересекающихся друг с другом сферах: нравственность, патриотизм и религиозность.
Эволюция тренинга по Суворовской Науке побеждать
Более 10 лет прошло с тех пор, как Вячеслав Летуновский провел свой первый тренинг по Суворовской Науке побеждать в открытом, а затем и в корпоративном формате.
«Входить на рынок с этим тренингом поначалу было очень трудно. Это ведь было задолго до 2014 г., когда в России, если можно так выразиться наступил патриотический ренессанс. А в 2007 г. это был сугубо западный курс развития, и многие заказчики и коллеги тогда смотрели на меня косо. Суворов, однако, как мы помним, выиграл все свои сражения, один этот факт уже меня воодушевлял. Позже управленческие технологии и конкретные инструменты, которые начали выкристаллизовываться, довольно быстро стали давать позитивный эффект. Заработало «сарафанное радио» и вес Суворовских тренингов в моем пуле стал уверенно выходить на первое место. Очевидно, дала о себе знать усталость от чужого опыта и чужих технологий, захотелось своего родного. Суворовская управленческая система в этом плане пришлась весьма кстати.» — отмечает Вячеслав в своей записе о десятилетнем опыте и дальнейших перспективах тренинга.
Сегодня он проводит не просто короткие тренинги, а полноценные управленческие курсы, которые помимо передачи знаний и формирования навыков решают задачи построения Суворовской управленческой культуры – подлинно русской культуры успеха, победы, любви к человеку и своему делу. Подробнее на www.CTSchool.ru , а также hr@CTSchool.ru +7(903)171-20-01, +7(985)-226-96-70
Внимание конкурс!
Объявляем конкурс на лучший вопрос по Суворову или его управленческой системе. Автор лучшего вопроса получит две книги Вячеслава с автографом “Наука побеждать. Менеджмент по-суворовски” и “100 уроков лидерства А.В. Суворова для Бизнеса”. Вопрос надо написать в комментариях к этой записи.
Вопросы принимаем с 11 ноября до 12 декабря 2018 и объявляем победителя!
Слушать на нашей странице VK
Доступно, убедительно?Вы бы рекомендовали включение этого курса в учебные программы студентов?
Добрый день, Светлана! Спасибо за вопрос, и сообщаем, что Вы победили в этом конкурсе. Ответы на Ваш и другие вопросы будут позже, а сейчас прошу выслать свой почтовый адрес для передачи книг на av@algoritminfo.ru
Да, конечно, рекомендовал бы. Во-первых, это эффективнее, чем то, что сейчас нам транслируют с Запада и с Востока. Во-вторых, это аутентично отечественному менталитету. В-третьих, это укрепляет национальную идентичность и развивает национальное самосознание.
Очень хотелось бы включить этот курс в учебные программы для студентов особенно для будущих управленцев. Польза со всех сторон настолько очевидна, что даже нет смысла о ней писать. Главное препятствие – это бюрократизм сегодняшней системы образования и корыстные интересы чиновников. Ну еще возможно я сам в это недостаточно настойчив.
Кстати, говоря в следующем году я планирую начать готовить преподавателей по Суворовской системе, методические материалы уже написаны и скоро будут изданы. Заинтересован в сотрудниках и партнерах в этом проекте.
Какие минусы у Суворовской системы? Есть противопоказания к внедрению?
Если честно для русских минусов в Суворовской системе нет, поскольку он а именно для них и составлялась. Если же давать это в транснациональных компаниях, могут быть конфликты на уровне ценностей.
Прислали вопрос (автор Сергей Ждан https://www.facebook.com/uainvestor ):
Безперечно, у Світі існує багато (майже безліч) ефективних менеджерів, у кожного з котрий є особлива (а то і кілька) стратегія.
Коли сучасний бізнесмен почне працювати за чужими зразками, а іноді їх (в залежності від кількості тренерів, коучей, тощо), буває біля 10-20, він перестає думати, мислити, продукувати власні інновації.
Якось один китайський воєначальник у скрутній ситуації загрози військової поразки запитав Сунь-Цзи: яку з 36 його стратагем варто застосувати. На що Сунь-Цзи відповів, що тут стратегія не допоможе, тут думати потрібно.
Тож, — питання: чи дійсно В’ячеслав Летуновський вважає, що власне мислення не на разі, коли є чужі думки?
Яндекс.Перевод:
Бесспорно, в Мире существует много (почти множество) эффективных менеджеров, у каждого из который есть особая (а то и несколько) стратегия.
Когда современный бизнесмен начнет работать по чужим образцам, а иногда их (в зависимости от количества тренеров, коучей), бывает около 10-20, он перестает думать, мыслить, продуцировать собственные инновации.
Как-то один китайский военачальник в затруднительной ситуации угрозы военного поражения спросил Сунь-Цзы: какую из 36 его стратагем стоит применить. На что Сунь-Цзы ответил, что здесь стратегия не поможет, тут думать нужно.
Поэтому — вопрос: действительно ли Вячеслав Летуновський считает, что собственное мышление не на случае, когда есть чужие мысли?
Сергею Ждану: Думать надо всегда. Сам Суворов говорил о том, что «Все компании разные». Однако, все это не избавляет нас от необходимости учиться на лучших образцах и выделять константы в успешных подходах. «В бою солдат делает то, чему его учили, только хуже». Эти удачные находки потом становятся тем материалом, на базе которого мы принимаем решения и действуем.
Еще вопрос (автор Кочарин Николай):
будьте аккуратны. В видеоролике под Суворовскими терминами рассказан цикл Деминга. Можете получить обвинение в плагиате. Для избегания этого — надо добавить акцент, что Суворов свою работу сделал раньше. На Деминга ссылаются СМК, другие методики управления, его цикл хорошо известен.
вопрос по системе Суворова —
ключевые отличия от других методов.
ключевые сходства с другими методами + чей метод был раньше.
(для справки — положения теории Голдрата были изложены задолго до него, только Голдрат об этом умалчивает)
Николаю Корчагину: Изображенный на схеме выше Суворовский Цикл, — это ни как не цикл Деминга. Цикл Деминга направлен на улучшение деятельности, а Суворовский — на эффективное управление людьми, улучшение деятельности вторично. В Этом принципиальная разница. У Деминга 4 элемента, в Суворовском — 8, при чем Суворовский цикл — двухуровневый. Так что это замечание не правомерно, если следовать подобной логике, тогда Циклом Деминга можно назвать все, что угодно, например, Цикл Колба, Петлю Гаррата и др.
в вашем материале не разъяснялись эти отличия.
Так же у вас напрасно в ответе проигнорирован фактор более раннего срока появления подхода А. Суворова.
обобщение его опыта в целом полезная работа.
Если взять общий управленческий цикл, то он схож с другими. Однако, каждый элемент этого цикла (в книге стр. 166) у Суворова имеет свою специфику, что делает в целом его подход более эффективным по сравнению с другими. В качестве специфики также можно выделить безупречную нравственность и веру, на которой все зиждиться как на фундаменте. Еще один, важный аспект – это его знаменитая «Наука побеждать» — в опр. смысле динамический корпоративный кодекс, который транслировал базовые ценности и фиксировал эффективные модели поведения, с ней тесно связана вся Суворовская система обучения и подготовки личного состава, которая приводила к феноменальным результатам.