Выступление Антона Силуанова по производительности труда на заседании Совета при Президенте по стратегическому развитию и нацпроектам

25 декабря под председательством Владимира Путина в Кремле состоялось заседание Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам, на котором выступил Первый вице-премьер — Министр финансов Антон Силуанов по национальным проектам, направленным на достижение национальных целей развития в области экономики, в том числе по нацпроекту «Производительность труда и поддержка занятости».

Первый заместитель Председателя Правительства – Министр финансов Антон Силуанов (слева) и Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин на заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроекта

Первый заместитель Председателя Правительства – Министр финансов Антон Силуанов (слева) и Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин на заседании Совета по стратегическому развитию и нацпроектам. Фото kremlin.ru

В части доклада посвящённого нацпроекту по производительности труда говориться, что все ключевые показатели выполнены – это рост производительности труда на средних и крупных предприятиях в базовых несырьевых отраслях экономики (план по производительности труда был 101,4 процента, по прогнозам должен быть выполнен), вовлечение регионов в нацпроект (81 субъект в проекте при плане 29 регионов) и вовлечение предприятий в нацпроект (1125 предприятий при плане 958).

Отмечено также, что в задачах на следующий год вовлечение компаний с государственным участием.

Выступление Антона Силуанова

«Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемые коллеги!

На достижение национальных целей развития в области экономики направлены три национальные проекта. Это проект малого и среднего предпринимательства, производительность труда и международная кооперация и экспорт. Остановлюсь на каждом из них.

Первый – это проект по поддержке малого и среднего предпринимательства. Значения всех трех ключевых показателей в текущем году будут достигнуты. Доля малого и среднего бизнеса в валовом внутреннем продукте составит 22,9 процента, что соответствует плановым назначениям. Доля экспортной продукции, производимой субъектами малого и среднего предпринимательства, в общем объеме несырьевого экспорта составит 9,8 процента при плане 8,8 процента. Численность занятых в сфере малого и среднего предпринимательства составит, как и запланировано, не менее 19,6 миллиона человек.

Что сделано в текущем году? Введен особый налоговый режим для самозанятых. В текущем году такой налоговый режим введен в четырех пилотных регионах и вызвал большой интерес у малых предпринимателей. Сегодня число таких граждан составило более 330 тысяч человек. Плановое задание в нацпроекте на этот год было 200 тысяч человек. С 1 января к эксперименту подключаются еще 19 регионов, а с 1 июля такое право мы предусмотрели предоставить всем субъектам Российской Федерации.

Далее. Расширен объем государственных закупок у субъектов МСП. В текущем году этот показатель составил 3,4 триллиона рублей при плане три триллиона. Развиваются центры «Мой бизнес». В них предприниматель может по принципу «одного окна» получить весь комплекс услуг по развитию своего бизнеса. В этом году такие центры разработали в 67 регионах, план – 20 регионов.

Продолжалось развитие портала бизнес-навигатора малого и среднего предпринимательства, позволяющего оценить востребованность бизнеса, рассчитать примерный срок его окупаемости. Сервисом портала к настоящему времени воспользовались 1,3 миллиона субъектов МСП, из них более 700 тысяч малых и средних компаний добились увеличения своего дохода и численности сотрудников. Это очень важно, и мы на следующий год ставим такую задачу, чтобы увеличился доход у более чем миллиона таких компаний. Перевыполнен план и по гарантийной поддержке, выдано гарантий на сумму 280 миллиардов рублей, плановое назначение – 120.

Что не удалось? Не удалось выполнить тот финансовый показатель об объеме финансовой поддержки МСП. Гарантийная система плюс субсидированные процентные ставки – мы в рамках этих двух этих параметров должны были осуществить поддержку на сумму 1 триллион 120 миллиардов рублей, оказали на сумму 750 миллиардов рублей. Но этот показатель не повлиял на достижение целей национального проекта.

В течение года мы расширяли программу субсидирования процентной ставки, но это начало давать результат уже во второй половине текущего года. И мы уверены, что в следующем году показатель тех мер, которые мы приняли, сработает на расширение числа МСП, получающих льготные кредиты.

Какие планы на 2020 год? Мы планируем увеличить количество предпринимателей, получающих поддержку в виде льготной ставки по кредитам, в том числе путем внедрения онлайн-взаимодействия при получении таких кредитных средств.

Будет развиваться институт самозанятых, и будут предоставлены все меры поддержки таким гражданам, как и меры, оказываемые обычным малым и средним предпринимателям. Будем принимать меры по акселерации субъектов МСП, введению льготного налогового периода при переходе предприятий из категории МСП к обычным режимам. Сегодня на Правительстве мы рассмотрели соответствующий законопроект и внесем его в Государственную Думу.

Второй нацпроект – это производительность труда и поддержка занятости. Все три ключевые показатели выполнены. Речь идет о росте производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслях экономики. План по производительности труда был 101,4 процента. По прогнозам, он должен быть выполнен, и будет выполнен.

Второй показатель – это вовлечение регионов в нацпроект. Результат – 81 субъект при плане 29 регионов. Проведено восемь региональных совещаний по производительности труда, в том числе на конкретных предприятиях. В Туле, например, мы проводили мероприятия на целом ряде заводов. Предположим, «Туламашзавод» за время участия в программе, увеличил производительность труда за два с небольшим года на 48 процентов, «Тулаэлектропривод» – на 25 процентов. Целый ряд других компаний региона также смогли увеличить производительность труда.

Вовлечение предприятий в нацпроект. Какой результат? 1125 предприятий при плане 958. Поэтому на этот год у нас показатели выполнены. Что сделано в текущем году? Инструментам повышения производительности труда обучены 11428 сотрудников при плане 9380. Это позволяет распространять лучшие практики производительности труда в трудовых коллективах. Запущен информационный ресурс, содержащий лучшие практики, достижения, возможность дистанционного обучения, информацию о наиболее успешных предприятиях.

Что не удалось? Не удалось обучить по плановым показателям число руководителей. Мы обучили две тысячи человек при плане 3,2 тысячи. Будем догонять в следующем году.

Какие задачи на следующий год? В реализацию проекта будут вовлечены компании с государственным участием. Правительством подготовлены директивы таким компаниям по принятию планов повышения производительности труда. Показатель производительности труда мы планируем учитывать в качестве условия предоставления мер государственной поддержки, и уверены, что это также позволит нам эффективно сработать по достижению показателей следующего года.

Третий национальный проект – международная кооперация и экспорт. Ключевой показатель – это увеличение объема экспорта. По предварительным прогнозам, действительно мы отстаем от целевых значений. Объем несырьевого, неэнергетического экспорта ожидается на уровне 152,2 миллиарда долларов, что выше уровня прошлого года, но не достигает целевого значения на этот год, который установлен в сумме 160 миллиардов долларов.

Чем вызвано отставание? Конечно, это замедление динамики мировой торговли. В этом году, по данным Международного валютного фонда, ожидается рост мировой торговли в размере 1,1 процента против 3,6 процента в 2018 году, а также снижались и мировые цены на экспортируемую нашей страной продукцию, в первую очередь металлургическую, химическую, продукцию лесной промышленности.

Общий объем потерянного прироста экспорта из-за ухудшения конъюнктуры оценивается в сумме 9,4 миллиарда долларов США. В этих отраслях тем не менее что важно? Отмечен прирост физических объемов от 2 до 5 процентов, который тем не менее был нивелирован более низкими ценами на эту продукцию.

Что сделано в 2019 году? Первое – это упорядочены меры государственной поддержки участников проектов в рамках реализации корпоративных программ повышения конкурентоспособности. Мы приняли новый инструмент стимулирования и поддержки экспортеров. Заключено с предприятиями около 360 соглашений при плане 250. То есть многие предприятия изъявили желание брать на себя планы по экспорту и, соответственно, государство оказывает им поддержку.

Принят закон, предусматривающий возмещение НДС при экспорте услуг в сфере транспорта, IT, иных сферах по аналогии с экспортом товаров. Принято законодательство об отмене требований при репатриации экспортной выручки, выраженной в рублях. Подготовлены предложения по либерализации административного и уголовного законодательства в этой сфере.

Расширено применение электронных виз. В 2021 году такой облегченный режим будет распространен на всю территорию. Сегодня лишь часть регионов, часть городов участвует в этой мере, то есть применяет электронную визу.

В 2020 году запустим программу поддержки патентования. Будут модернизированы опорные лаборатории, которые освободят бизнес от необходимости проводить испытания своей продукции за рубежом. Разработаем 10 страновых планов действий по продвижению российского экспорта за рубежом.

Помимо национальных проектов, реализуются и другие меры по достижению национальных целей и развития в сфере экономики. Ключевой фактор здесь – это повышение инвестиционной активности. И в этом направлении в текущем году сделано несколько важных шагов.

Принят закон так называемый СПИК 2.0, который направлен на стимулирование вложений инвесторов в новые инновационные проекты и продукты. Прошел первое чтение в Государственной Думе проект федерального закона о защите и поощрении капиталовложений. Тоже ожидаемый законопроект у бизнеса. Начнется реализация механизма регуляторной гильотины в следующем году, подготовлены все необходимые решения для этого. И все это должно, конечно, обеспечить рост инвестиционной активности и, соответственно, выполнение национальных целей в сфере экономики.

Несколько слов о финансовом обеспечении национальных проектов. Действительно, на этот год выделены средства из федерального бюджета в сумме 1 триллион 750 миллиардов рублей. Какое исполнение? На 20 декабря касса составила 80 процентов, или 1,4 триллиона рублей. Много это или мало? Это примерно соответствует уровню исполнения федерального бюджета, который составляет на 20 декабря 84 процента. Мы оцениваем, что объем переходящих ресурсов с текущего года на следующий год в части национальных проектов составит около 130 миллиардов рублей.

Действительно, мы здесь не ставили задачу 100-процентного освоения, а ставили задачу эффективного использования этих средств. И если ресурсы не смогли быть выделены в текущем году по тем или иным причинам, эти деньги будут работать на те же самые цели и направления в следующем году.

Параметры финансового обеспечения национальных проектов на предстоящую трехлетку. Мы в полном объеме заложили в бюджете на следующие три года финансирование национальных проектов, даже увеличили, по сравнению с первоначальными цифрами на 368 млрд. рублей. При этом общее финансирование составит в 2020 году почти два триллиона рублей, в 2021 – два триллиона 200, в 2022 году – два триллиона 700 миллиардов рублей. С учетом этих данных общий объем ресурсного обеспечения на шесть лет увеличится и общий объем финансирования нацпроектов составит 26,1 триллиона рублей. Почти половина, даже больше половины, 13,5 триллиона – это средства федерального бюджета.

Какие выводы мы сделали из первого года реализации национальных проектов?

Первое. Мы изменили порядок взаимодействия с субъектами Российской Федерации. По поручению Председателя Правительства, мы в полном объеме распределили и приняли решение о заключении соглашений с регионами выделения трансфертов не в ходе исполнения бюджета уже следующего, очередного финансового года, а до его начала. И в настоящее время завершается работа по подписанию таких соглашений с субъектами Российской Федерации.

Второе. Упрощены закупочные процедуры в рамках Закона № 44, что позволяет заключать быстрее контракты. В том числе, сокращены вдвое сроки конкурсов и аукционов, сокращено количество документации, требуемой при планировании и осуществлении закупок, предусмотрена возможность корректировки стоимости строительства в ходе исполнения контракта, а с середины следующего года, что тоже очень важно, закупки до трех миллионов рублей будут осуществляться по принципу электронного магазина, и можно будет их осуществлять без конкурса. Готовятся также предложения по упрощению работы в рамках федеральной адресной инвестиционной программы, включая сокращение бюрократии по включению объектов ФАИП и, соответственно, корректировке их финансирования.

Что важно? Что уже сегодня лимиты бюджетных обязательств на 2020 год доведены на 94 процента. Такой результат в этом году достигнут только в мае. Поэтому те решения, которые были реализованы, они дают свой результат.

В заключение хотелось бы отметить, что текущий год – это первый год настройки и реализации национальных проектов. В течение года мы наблюдаем ускорение экономического роста по мере активизации реализации национальных проектов. И действительно, если экономика у нас росла в I квартале темпами 0,5 процента, во II квартале – 0,9 процента, в III квартале – уже можно говорить о показателе 1,7 процента, в октябре – 2,3, в ноябре – 1,6. То есть мы выходим на выполнение запланированных темпов экономического развития в текущем году. Таким образом, реализация национальных проектов с иными мерами экономической политики обеспечит достижение запланированных показателей в сфере экономики.»

Стенограмма всего заседания Совета по стратегическому развитию и нацпроектам

Редакция

Редакция сетевого издания «Алгоритм - производительность труда». По любым вопросам пишите на: mail@algoritminfo.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Вы должны согласиться
Генерация пароля