В ОП РФ предложили корректировки в нацпроект по производительности труда

28 октября состоялось заседание Координационного совета при Общественной палате Российской Федерации по национальным проектам и народосбережению по теме нацпроекта «Производительность труда». Координационный совет создан в целях исполнения поручений данных Президентом России Общественной палате по корректировке, общественному контролю национальных проектов и поддержке гражданских инициатив. Рост доходов людей — главный ожидаемый обществом результат от нацпроекта, сообщает ОП РФ.

В ОП РФ предложили корректировки в нацпроект по производительности труда

Фото: Общественная палата РФ

Согласно данным социологического опроса, проведенного АНО «Национальные приоритеты» в сентябре текущего года, самыми важными национальными ценностями россияне считают сохранение населения, здоровье и благополучие людей (92 процента респондентов), достойный эффективный труд (87 процентов), комфортную и безопасную среду для жизни (86 процентов), возможности для самореализации (81 процент), цифровую трансформацию (60 процентов), успешное предпринимательство (59 процентов).

Оценивая эффективность нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости», только 20 процентов опрошенных отметили, что вопросу повышения производительности труда государство стало уделять больше внимания, 51 процент граждан считает, что ничего не изменилось, а 17 процентов — что внимания стало меньше. Только девять процентов опрошенных сказали, что программы трудоустройства и переобучения стали более доступны, 14 процентов респондентов абсолютно не согласны с ними; модернизацию служб занятости отметило 13 процентов опрошенных — 14 процентов с ними не согласно; семь процентов респондентов заметили повышение производительности труда на предприятиях, 18 процентов высказало противоположную точку зрения.

Заместитель Секретаря Общественной палаты РФ, председатель координационного совета Александр Галушка напомнил, что в соответствии с посланием Президента работа государственной власти и инициативы гражданского общества должны оцениваться с точки зрения народосбережения как высшего национального приоритета.

«Исходя из этого приоритета, Президентом даны поручения Общественной палате РФ обеспечить на постоянной основе поддержку гражданских инициатив, направленных на повышение качества жизни, в том числе на создание новых рабочих мест; подключиться к мониторингу реализации национальных проектов, которые должны менять качество жизни людей; обобщать и концентрировать мнение граждан; ставить проблемные вопросы перед властью всех уровней», — говорит Галушка.

При оценке результатов всех нацпроектов будут применяться такие показатели индекса народосбережения, как качество населения, качество человеческого капитала и качество жизни, уточнил Александр Галушка. В сфере производительности и занятости это статистические показатели уровня безработицы, потребности организаций в работниках, уровня заработной платы и опросные показатели наличия в регионах рабочих мест, удовлетворенности условиями труда и доступностью и качеством госуслуг по содействию занятости и другое.

«Факторы, определяющие производительность труда, — многоаспектный вопрос. Здесь и отраслевые политики, и вопросы привлечения инвестиций, и внедрение новых технологий. применение современных методов организации производства и т. д. Наша задача — эти грани повышения производительности труда профессионально рассмотреть, раскрыть и представить предложения», — заявил Галушка.

По словам аудитора Счетной палаты РФ Дмитрия Зайцева, анализ темпов экономического роста с 1995 до 2016 год свидетельствует, что в экономике страны отсутствует комплексная политика правительства по вопросу повышения производительности труда. Этой комплексности нет и в предлагаемых корректировках нацпроекта «Производительность труда и поддержка занятости»: «Обеспечение высоких темпов роста производительности является необходимой предпосылкой достижения национальных целей. При этом видоизмененный национальный проект, нам кажется, не является инструментом координации мер госполитики, которая оказывает влияние на повышение производительности труда».

Среди новых заявленных целей нацпроекта — оказание комплексной поддержки предприятиям-участникам, повышение квалификации, лучшие практики, цифровые сервисы. По его мнению, это процессные цели, и в нацпроекте не определено их влияние на качественное изменение экономики.

Дмитрий Зайцев предлагает наполнить новым смыслом и содержанием уже действующие в рамках нацпроекта федеральные проекты. Это возможно за счет внедрения целевой модели поддержки инвестиций и расшивки отраслевых барьеров для наращивания объемов производства и сохранения рабочих мест; фокусирования на предприятиях из тарифорегулируемых отраслей; создания новых рабочих мест за счет расширения практики офсетных контрактов под внутренний рынок.

Участие в нацпроекте уже приняло около 1900 предприятий, более трех тысяч — в очереди на участие, рассказал заместитель министра экономического развития Петр Засельский.

«Два года назад нацпроект формировался с упором на культуру бережливого производства и подготовку профессиональных кадров в области производительности. Сегодняшние корректировки вносятся с учетом опыта двух предыдущих лет, и мероприятия нацпроекта распределяются по нескольким блокам, таким как адресная поддержка или построение производительной культуры и создание цифровой экосистемы, включающей в себя сервисы повышения производительности труда на основе цифровых технологий», — поделился Засельский.

Обратил он внимание и изменение состава входящих в нацпроект отраслей — к уже задействованным обрабатывающей промышленности, сельскому хозяйству, строительству, транспорту добавляется торговля, а отрасль ЖКХ из проекта выходит.

Говоря о высшем национальном приоритете, нельзя забывать, что 51 процент многодетных семей в России находится за чертой бедности, настаивает заместитель полномочного представителя Президента в Центральном федеральном округе, член координационного совета Артур Ниязметов. По его мнению, нацпроект должен отвечать на вопросы, какой должна быть производительность труда, какой должна быть средняя заработная плата, какие должны быть рабочие места, чтобы экономический стандарт устойчивой семьи выполнялся на практике. Также эксперт обратил внимание, что производительность труда и поддержка занятости — две взаимодополняющие задачи, для реализации которых принципиально важны инвестиции в основной капитал.

«Без инвестиций нельзя повысить производительность труда, поскольку это предполагает не только внедрение принципа бережливого производства и обучение сотрудников, но и обновление оборудования, а новые рабочие места тоже предполагают инвестиции в основной капитал», — утверждает Артур Ниязметов.

Он также напомнил, что в последнем указе Президента о национальных целях развития России до 2030 года говорится, что основные инвестиции должны увеличиться на 70 процентов к 2030 году. Правительство ожидает повышения доли инвестиций в основной каптал к ВВП к 2024 году до 25 процентов; для каждого региона этот показатель составит не менее пяти процентов в год.

Советник полномочного представителя Президента РФ в Центральном федеральном округе Сергей Качаев на примере Рязанской области показал, какой рост производительности труда дает привлечение инвестиций. По его словам, разработанный в регионе план привлечения инвестиций показал обеспечение роста производительности труда на 5,3 процента в год.

«Планы привлечения инвестиций позволяют оцифровать те результаты, которые мы гарантированно можем достичь, и определить направления работы для достижения этих результатов. Проведя работу по разработанному нами алгоритму, губернатор может взять на себя ответственность за достижение целей обеспечения экономического роста, роста инвестиций, увеличения производительности труда, создания новых рабочих мест», — поделился Качаев.

С просьбой включить Забайкальский край в перечень регионов, реализующих нацпроект «Производительность труда и поддержка занятости», к Минэкономразвития России обратился губернатор Забайкальского края Александр Осипов.

«Особое недоумение вызывает то, что регионы не допускаются к реализации нацпроекта. Забайкальский край в него должен войти в 2023 году. При этом экономика региона и вообще социально-экономическое положение на 84-м месте в стране, а доля обрабатывающего производства составляет менее 3,5 процента. Я не понимаю, в результатах нацпроектов экономическое развитие конкретно Забайкальского края присутствует или нет?» — возмущается Осипов.

Он также обратил внимание, что нацпроект необходимо дополнить соответствующими стимулами.

Неотъемлемой частью повышения производительности труда является переход на новую технику, под которой подразумеваются все виды деятельности на предприятии любой формы собственности, утверждает председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию экономики и корпоративной социальной ответственности, первый заместитель председателя координационного совета Борис Алешин. Это инвестирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, удовлетворение требованиям международных стандартов, изобретательство и рационализм, повышение квалификации сотрудников всех уровней.

«У нас огромный потенциал в этом направлении, — рассуждает он. — Все эти четыре позиции являются стимулирующими факторами, которые, если их правильно задействовать, можно было бы использовать и повысить существенным образом производительность».

Руководитель направления «Макроэкономика» ЦМАКП Дмитрий Белоусов убежден, что нацпроект по производительности труда, направленный на рост производительности и, как следствие, на повышение заработной платы и потребительского спроса, должен быть сопряжен с другими нацпроектами и сопровождаться мероприятиями по профессиональному переобучению и формированию новых центров развития (поскольку рост производительности предполагает высвобождение занятых) и развитием социального капитала. Без комплексного подхода решить поставленные задачи невозможно, говорит он.

Председатель Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и поддержке ветеранов Наталья Починок выразила опасения в связи с тем, что в рамках корректировки нацпроектов федеральный проект, посвященный занятости населения, уйдет в нацпроект по демографии. Эти опасения поддержало большинство экспертов.

«Я боюсь, что нет прямой связи между повышением производительности и повышением доходов наших граждан, исключение — отдельные крупные компании. Для того чтобы поддержать безработных, которых становится все больше, и решить социальную задачу обеспечения занятостью многодетных семей, семей социального сегмента, этого недостаточно», — предостерегает Наталья Починок.

Обобщив прозвучавшие в ходе обсуждения предложения экспертов, модератор мероприятия Александр Галушка сделал вывод, что нацпроект «Производительность труда и поддержка занятости» должен быть национальным, а не ведомственным; в его рамках должна быть налажена система управления по целям с использованием лучших отечественных и зарубежных практик такого управления. Лежащая в основе нацпроекта модель бережливого производства должна быть дополнена такими важными сегментами, как привлечение инвестиций, внедрение новейших технологий и новой техники, отраслевое развитие, подразумевающее конкретные планы повышения производительности в конкретных отраслях.

Кроме того, резюмирует Александр Галушка, рост производительности, который высвободит персонал на старой работе, потребует переобучения людей, создания новых отраслей для их последующего трудоустройства, развития новых технологий, а релокация персонала будет сопровождаться развитием строительства, инфраструктуры, социальной сферы — и все эти моменты должны найти свое отражение в нацпроекте по производительности труда.

«Национальный проект должен выполнять поставленную Президентом задачу менять жизнь людей к лучшему, а люди ждут роста зарплат. Значит, в нацпроекте должен быть целевой показатель. Если его нет, скажите, что наш нацпроект не меняет жизнь к лучшему, а создает предпосылки для этого. Не хотелось бы, чтобы ведомство входило в противоречие с установками Президента», — обратился он к разработчику предлагаемых корректировок — Минэкономразвития России.

Скачать Решения Координационного совета по национальным проектам и народосбережению по корректировке национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости» от 28 октября 2020 года (pdf)

Редакция

Редакция сетевого издания «Алгоритм - производительность труда». По любым вопросам пишите на: mail@algoritminfo.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Вы должны согласиться
Генерация пароля