Эксперты ФЦК провели работу в рамках проекта «Комфортная школа»

Эксперты ФЦК провели работу в рамках проекта "Комфортная школа"

Комфортная школа. Фото Владимир Гердо/ТАСС

«Комфортная школа» — это проект, направленный на внедрение так называемых бережливых технологий в школах. Такие технологии обычно используются на производствах и позволяют предприятиям повысить производительность труда, снизить себестоимость и улучшить качество продукции. Применение бережливых инструментов в социальной сфере, а в частности, в школах способно сделать образовательный процесс более комфортным как для учеников, так и для учителей и освободить время для отдыха и подготовки.

Первая такая школа появилась в Москве (школа №1474), ее посетили министр экономического развития РФ Максим Орешкин, министр просвещения РФ Ольга Васильева, генеральный директор Федерального центра компетенций в сфере производительности труда (ФЦК) Николай Соломон. О чем рассказал корреспондент портала «Будущее России. Национальные проекты», который также побывал в школе и оценил проделанную работу.

Напомним, что ранее Глава ФЦК Николай Соломон рассказывал СМИ о разработанной новой концепции образовательного процесса, которую должны утвердить в конце года.

Оценка проекта

Пилотный проект «Комфортной школы» реализовывался экспертами ФЦК в течение трех месяцев. Он не затронул непосредственно образовательный процесс и не потребовал значительных финансовых вложений, но позволил увеличить полезное время ученика на 27 мин в день, учителя – на 34 мин в день. Ожидается, что со следующего года «Комфортные школы» начнут появляться по всей России.

Глава Минэкономразвития РФ Максим Орешкин, министр просвещения РФ Ольга Васильева, глава Федерального центра компетенций в сфере производительности труда Николай Соломон

Глава Минэкономразвития РФ Максим Орешкин, министр просвещения РФ Ольга Васильева, глава Федерального центра компетенций в сфере производительности труда Николай Соломон. Фото Владимир Гердо/ТАСС

Орешкин и Васильева высоко оценили проделанную работу. Они отметили, что по сути в школе просто был наведен порядок, но он оказал влияние на качество образования и на культуру всей школы.

«Это изменение культуры, изменение идеологии, сознания людей, которое долгосрочный эффект оказывает на всю экономику. Человек, у которого в школе порядок, он приходит домой и тоже у него есть желание навести порядок», — отметил Орешкин.

Ученики теряют время

На первом этапе специалисты проанализировали, как расходуется время учеников и учителей в течение дня. Оказалось, что все участники учебного процесса тратят слишком много времени на перемещения по школе, поиск кабинетов, стояние в очередях, заполнение документов и поиск необходимых вещей. Все это сокращало свободное время учеников, которое можно было потратить на отдых или подготовку.

Потери времени возникали у учеников, как только они заходили в школу – приходилось стоять в «пробках» у турникетов, толпиться и сталкиваться в зоне переобувания. По рекомендациям специалистов, была оптимизирована работа турникетов, благодаря чему были разведены потоки входящих людей. Кроме того, сейчас донастраивается система, благодаря которой вход в школу станет возможным с помощью гаджета, и не придется искать специальный пропуск. Помимо этого, ученики получили возможность переобуваться в гардеробных комнатах, где у каждого класса появилась своя вешалка.

Расписание уроков стало электронным и работает по принципу электронного табло в аэропортах. Теперь оно располагается на всех этажах, а не только на первом, как было раньше. При этом сами этажи стали тематическими: первый – «Библиотечно-информационный», второй – «Социально-гуманитарный», третий – «Физико-математический», четвертый – «Научно-технологический».

Комфортная школа

Комфортная школа. Фото Владимир Гердо/ТАСС

По всей школе появились указатели, была изменена и система нумерации кабинетов. При этом удалось развести потоки людей – лестницы и входы в столовую и гардероб стали с односторонним движением. Теперь ученикам стало проще ориентироваться в школе, а за счет кругового движения прекратились столкновения между школьниками, что снизило травматизм и повысило безопасность. В результате время перемещения учеников между кабинетами сократилось с 22 до 6 минут в день.

Организация пространств

Классы разделили на два типа – универсальные и профессиональные. В профессиональных классах проводятся уроки, требующие специализированное оборудование. В универсальных классах можно проводить любые другие уроки. «Мы предложили поменять концепцию – не ученики ходят между классами, а преподаватели. Таким образом, первые три этажа – это универсальные классы, где ученики могут оставаться в классах, нужны только переходы преподавателей», — пояснил Соломон.

Рабочие места и учителей, и школьников были стандартизированы по системе 5С (организация рабочего пространства, которая направлена на рациональную организацию рабочего пространства, предполагает сортировку вещей, организацию хранения и постоянное поддержание порядка).

«Это как на производстве: независимо от того, сколько смен вы работаете на одном станке, вы должны прийти на этот станок и найти все, что вам нужно… Мы разработали стандарты и расположения стульев в классе, и расположения предметов преподавателей. Такие стандарты разработаны во всех помещениях школы – примерно в 100 кабинетах все рабочие места приведены в порядок в соответствии со стандартами 5С», — отметил глава ФЦК.

Комфортная школа - столовая

Комфортная школа — столовая. Фото Владимир Гердо/ТАСС

В школе изменилось пространство столовой. Раньше ученики тратили по 10 минут в очереди. Грамотная организация очереди и процесса выдачи еды позволили сократить это время до 3 минут. Кроме того, появилась возможность электронного заказа обеда с помощью терминала, который располагается у входа в столовую.

Увеличилось и количество мест за счет расположения барных столов по периметру столовой. Такие изменения привели к тому, что большее число учеников стали ходить на обед: пропускная способность за перемену увеличилась с 82 до 140 человек, а удовлетворенность столовой возросла с 17% до 83%.

Пристальное внимание эксперты ФЦК уделили библиотеке. Раньше ее посещаемость составляла лишь 7%: практически все пространство занимали стеллажи, а школьникам приходилось ждать выдачу книги около 15 минут. На преобразование ушло два месяца, и это дало положительный эффект — сегодня библиотекой пользуется 63% учеников. В обновленной школе она стала не только местом, где можно быстро получить книгу (за 1 минуту), но и местом отдыха, где ребята могут позаниматься и даже посмотреть фильмы с проектора.

Основной массив книг теперь хранится на складе, а заказать их можно в электронном виде – ученик подает заявку на книгу, библиотекарь готовит заказ и информирует о наличии книги. Школьникам остается только забрать свой заказ.

Избавление от бумаги

Эксперты ФЦК выяснили, что учителя тратят очень много времени на оформление бумажных договоров, заявок и других документов. Сейчас документооборот в школе стал полностью электронным. Это сняло нагрузку не только с учителей, но и облегчило жизнь родителей – теперь они могут заключать договора на дополнительные платные секции, продленный день в электронном виде с помощью СМС-подписи.

Министр просвещения РФ Ольга Васильева во время посещения школы №1474

Министр просвещения РФ Ольга Васильева во время посещения школы №1474. Фото Владимир Гердо/ТАСС

В результате время, затрачиваемое сотрудниками школы на ведение договоров, сократилось с 16 до 1 минуты в день. Родители стали тратить на это всего 15 минут в год, взамен 30. При этом перевод документов в электронный вид дал экономический эффект – экономия затрат на печать должна составить более 200 тыс. в год.

В целом по результатам реализации проекта уровень удовлетворенности логистикой и переходами повысился с 15 до 73%, организацией питания — с 17 до 83%, работой с документами — с 40 до 80%, информативностью пространства — с 0 до 73%.

Анна Дементьева

Источник

Редакция

Редакция сетевого издания «Алгоритм - производительность труда». По любым вопросам пишите на: mail@algoritminfo.ru

1 комментарий

  1. Александр Вагенлейтер:

    Проект «Комфортные школы» распространится по всей России с 2020 года. Об этом заявил журналистам министр экономического развития Максим Орешкин на презентации первой «Комфортной школы».

    «Наведение порядка приводит к общему позитивному результату и меняет поведение людей, меняет поведение людей — меняет в целом всю страну, всю экономику. Поэтому если Ольга Юрьевна [Васильева] меня поддерживает, мы об этом договорились, [будем] думать, чтобы не только в Москве — я знаю, что московское правительство заинтересовалось этим проектом, сейчас будет проходить обучение на примере этой школы, — сказал он. — Но я думаю, что мы поработаем с Министерством просвещения, Федеральным центром компетенций, чтобы создать такие подходы, чтобы начать двигать этот проект в целом по стране. Я думаю, со следующего года такую историю можно будет запустить».

    Подробнее здесь https://tass.ru/nacionalnye-proekty/6590131

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Вы должны согласиться
Генерация пароля