Нажмите "Enter" для перехода к содержанию

Что же такое TWI по-русски? Дискуссия с Эдуардом Кондратьевым

Что же такое TWI по-русски? Чем «по-русски» отличается от классического подхода? Какова история TWI? Эти и другие вопросы обсудил бизнес-консультант и ученый Эдуард Кондратьев с другими экспертами в телеграмм-группе «Leanconsult & Management», созданной для обмена опытом по развитию Бережливого производства (Lean), 6Sigma, Управление цепями поставок (SCM) и Управлением (в широком смысле слова). Текст и имена участников дискуссии опубликованы без изменений.

Что же такое TWI по-русски? Дискуссия с Эдуардом Кондратьевым
Фото из личного архива Эдуарда Кондратьева

Эдуард Кондратьев: Что же такое TWI по-русски?

В первую очередь — это практическая концепция, позволяющая встроить обучение на рабочем месте одновременно в HR-блок и в операционное управление.

Дело в том, что описанные в американском варианте программы TWI модули JM — рабочие операции и JI — рабочий инструктаж составляют методическую основу для разработки или совершенствования СОП/СОК (стандартных операционных процедур (карт)) и последующего обучения сотрудников в режиме тренировки (1+3+4+1).

Новизна в том, что регулярная командная работа над СОП, возглавляемая лидерами групп, бригадирами или мастерами (наставниками) позволяет им иметь глубокое знание всех работ своего подразделения. Это создаёт ещё одно удивительное ноу-хау: ежемесячное оперативное планирование улучшений в проявленных/обнаруженных «узкий местах» потока создания ценности / процессов с последующим совершенствованием.

Таким образом, реализовалась давнишняя мечта развивающихся компаний и их руководителей — управляемое непрерывное совершенствование, идущее снизу, вовлечённость, сотрудничество и радость созидательного труда!

О возможностях и практических результатах реализации концепции TWI по-русски вчера кратко рассказал на Конгрессе наставников в Екатеринбурге. Метод оказался замечательным продолжение «Фрактальной концепции наставничества», реализуемой в сотрудничестве с Анной Макаровой

Антон К.: А по-русски то, чем от классического подхода отличается?

Эдуард Кондратьев: Антон, я же об этом и написал 😉. А если смотреть глубже, то сначала надо обсудить по-японски, а потом по-русски.

Maxim: Вот прямо любопытно стало, если позволите — по японски-то зачем? Twi вообще-то из Ганы. Или — Агатой Кристи навеяло — «будем лалала курить, по-турецки говорить»- (самоцензура из уважения к площадке.)

Эдуард Кондратьев: История примерно такова. Перед 1-й Мировой войной в США решили почти в 10 раз увеличить число военных кораблей. Надо было быстро набрать и обучить рабочих. Чарльз Аллен — инструктор производственного обучения разработал систему каскадного обучения, которая уже содержала все элементы будущей системы TWI. Её основы он описал в книге The Instructor: The Man and the Job : a Hand Book for Instructors of Industrial and Vocational Subjects (1919).

В начале 2-й мировой войны (1940) Правительство США приняло программу «Обучения в производстве» (Training Within Industry, (TWI) в виде разделов: JI-рабочий инструктаж, JM — методы работы, JR -рабочие отношения. Формальный алгоритм обучения из 4-х шагов: демонстрация, обсуждение, реализация и проверка. 5 занятий по 2 часа каждое. Использование TWI в США прекратилось после II Мировой Войны, очевидно по причинам жадности компаний и их нежелания вкладываться в своих рабочих.

с 1951 по 1960 гг. Оккупационная администрация (Дуглас Макартур) пригласила в Японию оказавшихся без дела американских специалистов по TWI, Эффект превзошёл все ожидания. Эта идея пришлась японцам по душе и они нашли ей достойное применение. Причём, компания Toyota оказалась среди лидеров. Японцы добавили раздел PD — разработка программ обучения.

То, что я называю «TWI по-русски» — это итог реализации этой программы на 2-х ДО Газпромнефти, более 30 заводах ППК «ТехноНИКОЛЬ» плюс несколько небольших заводов от 100 до 500 человек. Это не коробочное решение (как любят делать прозападные манагеры), но концептуальная и гибкая программа из 4-х блоков: Разработка стандартных операционных процедур, Производственных инструктаж по формуле 1+3+4+1; Разработка программ обучения и комплексное управление обучением в интересах ПСЦП.

Maxim: А- если позволите, опять же, каковы интересы ПСЦП? И каким образом они отражаются в учебных программах?

Эдуард Кондратьев: А вот это и есть самое интересное! 🙂 Суть совершенствования Потока (ПСЦП) в том, чтобы «расшивать» узкие места производительности и качества. И знают про них лучше всех — линейные руководители — от мастера до начальника производства. Причём, если посмотреть на эту работу системно, например посредством стандартных ПРМ —  производственных планёрок или производственного анализа, то достаточно просто вычислить те операции, которые особо тормозят поток.

Таким образом, если ежемесячно каждая смена (учитывая, что в ней есть как минимум двое инструкторов-наставников вместе с мастером (а это одна из целей системы) будет совершенствовать хотя бы 1 СОП и обучать всех причастных (осваивать его), то мы с Вами получим обучение на рабочем месте, нацеленное на интересы Потока 🙂 Ловкость ума и необходимость!

Maxim: Не совсем уверен, что twi как фреймворк имеет какие-то преимущества по сравнением с тем же лин — в рамках задачи оптимизации псц. Как правило, узкие места расширяются через серьёзную реорганизацию процесса — kaikaku. Эти проекты требуют весьма высокой степени квалификации, и подготовка ресурсов, способных вести эти проекты, выходит далеко за рамки возможного в twi — который про линейные навыки.

Тренинг и сопы в последовательности инструментов кайкаку ( а twi — исторически про тренинг) будет ближе к концу, когда проект  выстроил кпсц будущего состояния, собрал данные для Ямазуми и выровнял процесс, и потом, на стадии закрепления выходит на кросстренинг сопы, запуск poka yoke и всё остальное. C этой точки зрения, twi в его текущем состоянии- развитый набор инструментов эффективного тренинга — если говорить про оптимизацию процессов, а не просто передачу лучших линейных навыков новым работникам.

Оптимизация намного лучше достигается через ЛИН и его производные типа lss. Я думаю, тут коллеги с ТОС могут иметь свою точку зрения, конечно.  Мои тезисы — как всегда имхо

Эдуард Кондратьев: Всё правильно, вы демонстрируете жёсткий, инструментальный подход. По вашему так и будет. Я же пишу о возможностях расширения разных методов, их комбинации синергии.

Maxim: Вы правы, люблю бритвой Оккама помахать

Andrei Matusevich (в ответ Maxim): «Всё должно быть настолько просто, насколько возможно. Но не проще». А. Эйнштейн

0

Ваш комментарий будет первым

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Тема Mission News от Compete Themes.
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Вы должны согласиться
Генерация пароля