Кажется, еще вчера работодатели могли в большинстве случаев выбирать сотрудников, неспешно просматривая по двести – триста откликов на свои вакансии, и потом организовывали несколько уровней собеседований для того чтобы найти «того самого», соответствующего всем требованиям компании и пожеланиям руководителя.
На самом деле такая картинка была, скорее, в крупных городах, где потенциальных кандидатов в разы больше, чем в регионах: регионы уже не первый год живут по принципу: «кто пришел, того и взяли».
Последний год большинство компаний вне зависимости от их местоположения занимались двумя простыми вещами: увеличивали заработные платы (или хотя бы доводили их до рыночного уровня) и набирали персонал на разные позиции под изменившиеся потребности производства. Функции набора в компаниях стали похожи на конвейер: размещение вакансии (и тут нужно было проявлять креатив и даже вспоминать давно забытое: расклейка объявлений на остановках, реферальные программы, бегущие строчки на местных ТВ-каналах и прочее) – экспресс общение в формате осмотра на общую адекватность и продажу идеи работы в компании – оформление (чем скорее, тем лучше, пока не убежал к конкуренту через дорогу, где выполняют ГОЗ и платят еще больше).
В итоге, к концу года тема выгорания рекрутеров была одной из самых обсуждаемых среди HR сообщества: нагрузка и возложенная на них ответственность, выходящая на самом деле за рамки зоны их влияния, привели как к опустошению, так и к снижению эффективности подбора в итоге. В этой напряженной ситуации об адаптации новичков в компании мало кто задумывался и конвейер набора начинал все по новой.
Ситуация этого года получила логическое продолжение: в прошлом году зарплаты подняли, с ситуацией отсутствия людей в принципе как-то смирились, а теперь нужно все силы бросить на удержание. Логично? Давайте для этого сначала изучим лучший опыт удержания: посмотрим практики больших компаний, госкорпораций, найдем лауреатов HR конкурсов и сделаем так же, как у них! Отличная идея! HRы бросились перерабатывать системы нематериальной мотивации, выстраивать соц. программы, озаботились HR брендами своих компаний и пошли к генеральным директорам за бюджетами.
Но как ни парадоксально, ситуация с кадрами в этом году кардинально не поменялась: «Кадров нет, но вы держитесь» — говорят HRы своим внутренним заказчикам, даже если план по набору они хотя бы на 80% выполняют. И самое печальное, что ни налаженный рекрутинг, ни привлекательный соц. пакет, ни даже повышенный уже не раз уровень зарплаты не способны удержать в долгосрочной перспективе людей в компании: в большинстве случаев человек приходит в компанию, а уходит – от руководителя. Тогда что же не так с нашими руководителями, от которых и зависит в большей степени работоспособность сотрудников? С теми, кто в постоянном контакте со своими бригадами, отделами, управлениями? И что можно сделать, для того чтобы ситуация начала меняться и мы, в конце концов, почувствовали себя более защищенными от постоянной угрозы недостатка в людях?
Давайте разберемся, что может сделать любой руководитель, у которого есть сотрудники в подчинении, чтобы удержать людей в своей команде. Только сразу хочу сказать, что здесь нет «красной таблетки», которая моментально избавит вас от хлопот с персоналом: люди меняются постепенно и надо это учитывать в своей ежедневной работе.
Для начала уделите время новым сотрудникам, которые появились в течение полугода в вашем подчинении. Вкладываясь в них лично в процессе адаптации (учитывая, что адаптация не то же самое, что испытательный срок), вы не только повышаете эффективность их работы, но и минимизируете риск их ухода на данном этапе. Что можно сделать руководителю по отношению к новичкам:
- Подготовьте план с конкретными задачами и образом результата: что конкретно сотрудник должен узнать или сделать? Как вы, как руководитель, поймете, что он это сделал качественно (по каким критериям)? Какие ресурсы будут ему необходимы для выполнения этих задач?
- Отслеживайте результаты на периодической основе: договоритесь о еженедельных встречах по обсуждению того, что получилось и что можно улучшить. Поставьте себе эти встречи в календарь и готовьтесь к ним, как к важному для вас событию.
- Позаботьтесь об окружении, с которым новичок будет взаимодействовать в процессе. Ваш руководитель: как и при каких условиях должен состояться первый и его контакт с вашим подчиненным? Коллеги по отделу или смежники: смогут ли они уделить время для новичка и как потом вам получить обратную связь о взаимодействии с новичком?
- Разговаривайте периодически с новым сотрудником не только как с подчиненным: что ему нравится в большей или меньшей степени в его работе, какие задачи его мотивируют и почему, какой поддержки от вас или от коллег он ожидает? Здесь подойдут любые вопросы, которые покажут, что вам не все равно, как новичок приживется в вашей команде.
Теперь давайте разберемся с теми, кто работает с вами уже некоторое время. И даже если у вас нет конфликтов или сотрудник не жалуется ни на что, это не значит, что вам как руководителю не надо думать о его удержании в своей команде. Вы – руководитель и это отдельная функция – руководство людьми. Здесь все кажется понятным и простым, но важно понять для самих себя, выполняете ли вы эту функцию осознанно, на постоянной основе. Проверьте себя, все ли вы делаете из перечисленного ниже минимального списка:
- Планирование работы своих сотрудников: все ли сотрудники в принципе знают и четко понимают, что и зачем они делают? У всех ли есть зафиксированный перечень задач на определенный период? Понимают ли они образ результата так же, как и вы?
- Организация работы: создали ли вы как руководитель все необходимые условия для достижения вашими сотрудниками целей подразделения? Достаточно ли у всех ресурсов? Как вы это понимаете и отслеживаете в процессе? Насколько то, как выполняют свои задачи ваши подчиненные, эффективно (и качественно, и с нужным результатом)?
- Мотивация: когда и с кем из своих подчиненных вы общались для того, чтобы понять, что реально привлекает в работе? Что нравится или вызывает сложности? Что для них особенно ценно именно в вашей команде или в компании в целом? Что вы после этого общения, поняв для себя мотивацию ваших людей, изменили (в задачах, условиях, личном отношении)?
- Контроль: настроена ли у вас в принципе система контроля достижения задач (например, промежуточные встречи или отслеживание показателей на дэшборде)? Даете ли вы обратную связь своим сотрудникам и как вы это делаете? Помогает ли ваша обратная связь сотрудникам в изменении поведения или отношения к задачам?
И последнее, но, по моему убеждению, самое важное: когда и как вы сами развиваетесь именно как руководитель (не путайте с профессиональным развитием вашей экспертизы). По моим экспертным наблюдениям, в России среди руководителей Топ уровня средних компаний 40% обучались в принципе чему-либо в последний раз в ВУЗе (и не факт, что специальность, полученная в ВУЗе, была в области менеджмента). А среди среднего менеджмента эта цифра доходит до 60%: назначить на руководящую должность самого лучшего специалиста (то есть самого экспертного в своей области и самого исполнительного), а там уже в зависимости от природных талантов как сложится – типичная для среднего бизнеса ситуация.
Поэтому, если вы руководитель, у которого есть люди в подчинении, в текущих реалиях у вас не остается другого выхода, как постоянно развивать свои компетенции в области организации работ и управления другими людьми. Радует, что сейчас для этого есть огромное количество возможностей: от самообразования через литературу, подкасты, видео блоги и до полноценного обучения на программах для руководителей. Сделайте свое развитие как руководителя частью вашей повседневной жизни, внедряйте изученное в практику и со временем «проблема с кадрами» в вашем подразделении уйдет на второй план.
Изображение с сайта Pixabay.com
Ваш комментарий будет первым