Николай Соломон: Россия сможет конкурировать за счет роста производительности

Николай Соломон

Николай Соломон. Фото Александр Мамаев/ТАСС

Повышение производительности труда позволяет снизить издержки предприятия и себестоимость продукции, сохраняя и улучшая ее качество. За счет роста производительности предприятия смогут расширить производство, вытеснить импортные товары с внутреннего рынка и выйти на экспорт. Об этом в интервью общероссийскому порталу «Будущее России. Национальные проекты», рассказал глава Федерального центра компетенций в сфере производительности труда (ФЦК) Николай Соломон. Далее основные цитаты.

Основные задачи ФЦК

Федеральный центр компетенций — это оператор нацпроекта по повышению производительности труда. Мы оказываем господдержку, но не в денежном виде. Эксперты ФЦК владеют инструментами бережливого производства, которыми, к сожалению, в большинстве случаев не владеют сотрудники предприятий. Наша задача — выбирать предприятия, которые хотят получать такую поддержку и улучшать свой бизнес: наращивать прибыль, уменьшать себестоимость, становиться более конкурентоспособными.

Типичные ошибки и потери на предприятиях

— Самая распространенная ошибка — отсутствие необходимого понимания эффективности производства самими управленцами. Первое, с чем мы сталкиваемся на любом предприятии, — отсутствие визуализации и описания производственных процессов. Это означает, что люди не могут на основании одной карты, назовем ее «картой боевых действий», указать на какие-то «узкие места» на производстве, обсудить их. Это как в фильмах про войну, когда все полководцы стоят у одной карты и одинаково понимают, как располагаются военные силы и наглядно могут увидеть проблемы и возможности. В производстве то же самое, только вместо карты местности перед вами лежит карта производственного потока, на которой вы можете увидеть потери и проблемы.

— Мы не привыкли относиться к производственному потоку, как к процессу приготовления яичницы на завтрак. Вряд ли мы залезем в холодильник и найдем там запасы яиц, ветчины или сыра на три недели вперед, потому что нам в голову не придет делать такие запасы. <…> Что происходит на предприятии? Закупают, производят и продают люди, которые не вкладывают личные средства, они пользуются средствами компании, и поэтому в культуре людей не «зашит» анализ, насколько эффективно используются эти средства. Они не относятся к потерям на производстве, как к потерям дома, поэтому возникают лишние запасы сырья. Это экономически невыгодно.

— Мы видим, что люди просто «сторожат» станки. Некоторые станки предполагают такой режим работы, когда один оператор может обслуживать сразу несколько машин, перемещаясь от одной к другой и просто заменяя детали. Но почему-то мы видим, что оператор поменял детали и стоит при этом 70% времени, просто наблюдает или чего-то ожидает.

— Еще одна проблема — люди привыкли работать очень большими партиями. Часто, оптимизируя размер партии, перемещаемой по производственному потоку, мы отказываемся от кранов-балок, от дорогих автопогрузчиков. Вводим функцию логиста, который чуть чаще, чем кран-балка или погрузчик, но вручную или с тележкой перемещает достаточное количество деталей по потоку, чтобы обеспечивать непрерывность производства.

— Много таких примеров, которые показывают, что мы, к сожалению, не умеем видеть те потери, которые в качестве практики складывались годами. Соответственно, деньги пролеживают там, где этого не должно быть. С другой стороны, предприятие зачем-то берет кредиты. Человеческие ресурсы зачастую используются на 50% вместо, например, 75%, станки используются на 50 — 60% вместо 75 — 80% — все это создает то самое отставание по экономике, по себестоимости, которое, в конечном счете, ложится на единицу продукции.

 О сокращении персонала

— Вопрос сокращения персонала неактуален, если предприятие нацелено на расширение производства. Я считаю, что у наших предприятий пока есть безграничные возможности для того, чтобы наращивать свою выручку не только внутри России, но и за рубежом. Производя качественные продукты, они могут гарантировать себе не только рост объема производства, но и обеспечение рынков сбыта.

— Рост производства и производительности наоборот создает потенциал для расширения производства и создания дополнительных рабочих мест. В случае ограниченных возможностей роста в своем виде деятельности многие предприятия начинают заменять внешних поставщиков собственным производством. Расширяется линейка технологических операций, профессиональные кадры востребованы на других производственных потоках.

О сотрудничестве ФЦК с Toyota и другими иностранными компаниями

Паспорт нацпроекта по производительности труда предполагает, что должно быть подписано не менее 10 соглашений с иностранными компаниями в сфере производительности труда.

— Опыт наших экспертов строится на принципах бережливого производства компании Toyota. За основу берутся именно их методики и подходы, которые мы применяем уже в масштабах страны. Пока поддержка ограничивается тренингами и семинарами по обмену опытом. Toyota бесплатно предоставляет консультации о принципах своей производственной системы TPS (Toyota Production System — прим. ред.).

— Интерес проявился прежде всего у тех, кто уже активно работает на российском рынке: Nissan, BMW, Volkswagen и целый ряд других компаний. Иностранные производители автомобилей, которые активно продают продукцию на российском рынке, сегодня заинтересованы в том, чтобы работать с нашими предприятиями, которые, по сути, являются их потенциальными поставщиками автозапчастей или автокомпонентов. Например, автопроизводителям интересно уходить от отверточной сборки. Они хотят построить такую модель, когда к ним приходят части автомобиля, уже практически готовые к сборке, и их только остается соединить и укомплектовать. Если все производится на территории России, то значительно сокращаются транспортные расходы.

О производительность труда в России и мире

В России производительность труда почти в 3 раза ниже, чем в США, и в 2 раза ниже, чем в Европе.

— Основная мотивация для повышения производительности труда – это все-таки экономическое благосостояние компании. Для международных компаний вопрос конкурентоспособности за счет снижения себестоимости – это вопрос выживания. Мы видим, что в некоторых категориях потребления товаров в России импорт составляет 70%. На отдельных предприятиях объем производства может вырасти, но у них есть ограничения со сбытом. Эти ограничения связаны с неконкурентоспособностью товаров внутри страны, а тем более за рубежом. Если бы они объективно производили продукцию того же качества и с более низкой или такой же себестоимостью, то, предполагаю, потребителей остановили бы свой выбор на российской продукции. <…> Это одна из задач нацпроекта.

— На мой взгляд, проблема отставания уровня производительности труда в России очень простая — развитые страны гораздо раньше занялись тем, чем мы начали заниматься сейчас, они раньше поставили задачу присутствия их продукции и услуг на международной арене, они знают, благодаря чему возможно повышать конкурентоспособность. Если вы придете на заводы Toyota в Америке, Японии и в Санкт-Петербурге, то увидите, что их практически не различить, потому что они стандартизированы, на них отсутствуют потери, существуют единые принципы управления и отношения к ресурсам. Компании за рубежом давно научились ценить бережливые параметры ведения бизнеса, они раньше начали искать возможности снижения издержек и себестоимости продукции и повышения конкурентоспособности.

Первое, что делают эксперты ФЦК на предприятии

— В первый раз мы приходим на предприятие после того, как генеральный директор изъявил желание участвовать в проекте. Мы приходим просто посмотреть на команду и на производственный процесс для того, чтобы заранее убедиться, что здесь есть излишки, резервы — то, что мы называем потерями. Наш проект предполагает, что на предприятии происходят значимые изменения — должно меняться отношение людей к потерям, люди должны на постоянной основе заниматься поиском этих потерь. Причем не только руководство, но и все сотрудники. Это как раз и есть та самая культура Toyota, когда рядовые сотрудники предлагают свои идеи, в результате из этих ста или тысячи предложений складывается тот самый положительный результат для экономики всего предприятия.

— Мы также помогаем руководству разобраться в экономике предприятия, указываем на возможные потери во всех сферах – от закупок, до реализации продукции. Приходит понимание, какие продукты уже, возможно, производить не нужно, потому что это неэффективно, начинает распределяться ответственность за компоненты себестоимости продукта. Получается, что вся организация разбирает производство на конкретные цели в зоне ответственности, чтобы вместе работать на один результат. А до этого это были разрозненные команды, работающие отдельно.

О сопротивление персонала

— 80% людей не готовы сразу меняться, но постепенно, осознав плюсы, они это делают. Мы наблюдаем, что с использованием инструментов бережливого производства человеку становится интереснее работать — люди начинают понимать, что новая культура на предприятии позволяет их замечать, оценивать их вклад, профессионально расти, получать большую заработную плату. Однако, у сотрудников предприятий зачастую присутствует закрытость, боязнь начальства и т.д.  Менять эту культуру непросто.

О ключевой роли региональных властей в реализации нацпроекта

— С регионами сейчас происходит долгожданная трансформация по отношению к этому проекту. Еще в прошлом году цели этого проекта для регионов были необязательными. Мы начинали работать с теми, кто сам проявил инициативу и хотел участвовать в проекте. В этом году показатель роста производительности труда в регионах стал одним из 15 составляющих KPI (ключевых показателей эффективности — прим. ред.) губернаторов, руководителей регионов. Они понимают, что эта история уже неизбежна.

— Первый контакт в регионе происходит только с помощью региональных властей. Они совместно с нами начинают предварительную информационную кампанию проекта: рассказывают, что для предприятия это бесплатно, есть возможность привлекать льготное финансирование. Потом происходит региональный семинар, где мы вместе с губернаторами собираем все бизнес-сообщество и более подробно рассказываем на реальных примерах, приглашая директоров предприятий, участвующих в проекте. Наиболее заинтересованные регионы проводят обширную рекламную кампанию, мы даже видим наши билборды в аэропортах и городах. Некоторые регионы, например, помогают предприятиям находить новые рынки сбыта. Роль регионов очень важна.

Полная версия интервью

algoritminfo

Публикую статьи и новости. Задавайте нам вопросы, отправляйте пожелания и рекомендации по адресу mail@algoritminfo.ru

Читайте также:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Вы должны согласиться
Генерация пароля