Алгоритм (020): Ирина Жук — заместитель Генерального директора по обучению ФЦК

Здравствуйте, дорогие коллеги и читатели.

Представляем 20 выпуск подкаста «Алгоритм — теория и практика управления» о деятельности связанной с обучением Федерального центра компетенций в сфере производительности труда (ФЦК).

ФЦК выступает оператором национальной программы «Производительность труда и поддержка занятости» (руководитель программы – министр экономического развития РФ Максим Орешкин).

Основная задача программы – за счет внедрения технологий бережливого производства обеспечить рост производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики России не менее чем на 5% в год  к 2024 г.

Собеседник интервью – Ирина Жук, заместитель Генерального директора по обучению ФЦК.

Продолжительность — 22 минуты.

 

http://vagenleyter.podfm.ru/algoritminfo/61/file/podfm_vagenleyter_algoritminfo_20.mp3

Скачать mp3-файл (15.3 Мб, 96 kbps)

Таймлайн интервью 

02:00«До старта работы с предприятием мы работаем с двумя категориями людей. В первую очередь мы работаем с руководством. И генеральный директор, и заместитель по производству самого предприятия проходят стартовое обучение на одном из предприятий-образцов госкорпорации «Росатом»

3:15 – После первых месяцев работ необходимо увидеть результаты на ранее выбранном потоке, и показать их другим подразделениям предприятия. Обучение – это базовый курс и основы производственной системы, в которой затрагиваются все основные инструменты,и методика реализации проектов по улучшению.

5:03 – Декомпозиция целей, составление плана мероприятий, формирование обучающих инфоцентров на предприятиях.

6:54  — О системе обучения и сертификации внутренних тренеров предприятий. Это люди исключительно из производства. Им передаются учебные программы ФЦК, вместе с методическим разбором, как проводить эти программы.

10:15«Наш принцип состоит в том, что вести обучение на предприятиях может только тот, кто хорошо владеет инструментами производственной системы. Тот, кто «руками» оптимизирует процессы: это человек, который может не только рассказать о картировании, а прокартировать на практике. Тот, кто может мотивировать людей, доносить до них, насколько важно и ценно повышать эффективность производства. Тот, кто может вдохновлять, кто может быть лидером изменений на предприятии. Фактически, это и есть тот самый внутренний тренер»

11:00 — О слете тренеров школы и других площадках дополнительного обучения

13:55 — Что конкретно получают предприятия после базовых обучений? Работа начинается с пилотного проекта, т.е. «с потока имеющего максимальную долю выручки»

15:35 — После продукта идет оптимизация офисных процессов, потому что «случается момент на многих предприятиях, когда продукт производится быстрее, чем оформляются к нему какие-то бумаги. Или чем процессы поддержки способны обеспечить выпуск этой продукции»

16:24 — О сотрудничестве с внешними экспертами управления и бережливого производства (можно ли устроиться на работу и т.д.) и порядке обучения сотрудников 10000 организаций до 2024 года (согласно программы нацпроекта)

18:17 — Подробнее о слете тренеров 7 и 8 ноября 2018

21:21«Обучение – это один из инструментов, который помогает внедрять бережливого производство. Самое, наверное, важно и главное понимать,что все, что мы делаем в обучении исключительно нацелено на то, чтобы человек придя на площадку мог тут же применить и получить успешный опыт личного делания,и личного применения того или иного инструмента»

21:51«Главная наша задача: обеспечить, где применять, насытить знаниями, как применять, и, поддержать, миссия экспертов ФЦК и тренеров поддержать правильное применение знаний и навыков на площадке, и вместе проанализировать достигнуты или не достигнуты результаты»

Школа тренеров, фото Ирины Жук
Школа тренеров, фото Ирины Жук

Надеюсь наше интервью вам понравилось и было полезным.

Задача поставленная перед ФЦК действительно очень не простая и, надо отметить, такого Нацпроекта в современной России еще не было.

Если у вас появятся дополнения или вопросы, напишите их в комментариях.

Дополнительно рекомендую прослушать интервью с Василием Никитенко, начальником отдела по управлению изменениями ФЦК, о методологии организации мероприятий на предприятиях участниках национального проекта.

Успешных изменений!

 

С уважением, Александр Вагенлейтер

Александр Вагенлейтер

Основатель портала "Алгоритм", руководитель РЦК в сфере производительности труда Алтайского края, администратор группы "Бережливость не для слабаков" в Facebook. Личный сайт AlexandrVagenleyter.ru

Читайте также:

комментариев 5

  1. Довольно красивое интервью получилось. Мое мнение, что не все так гладко и четко как запланировано реализуется на предприятиях. Настрой позитивный и боевой. Очень хочется чтобы было именно так как в интервью. Но если бы дело было только в аспектах освещенных в материале, то все было бы внедрено уже давно. Ведь аналогов активности, мероприятий, фирм, кто делал и делает это много! Но результат в РФ такой какой есть. Предполагаю, что данных векторов мало. Нужные иные вектора и драйвера в развитии ПС в РФ.

    Другой аспект темы это сотрудничество и работа внешних экспертов. По информации о тех РЦК какая есть в открытых источниках. 1) Уровень заработной платы не позволяет привлекать туда экспертов. Зарплата порой не конкурентная даже в регионе. Ну за 30-40 т.р. какой это эксперт. Если этот человек эксперт то а) он в Москву/Питер уедет; б) либо он фанатик Лин дела. 2) По данному вопросу масса экспертов высказалась читай в сети их комментарий. 3) На мой взгляд не позволяет на сегодня программа, особенно региональная привлекать экспертов. теоретиков да!!!

  2. Тоже послушал интервью Ирины, что хочу сказать — правильно говорит! Она реально очень хороший эксперт. Все четко, ни к чему вопросов нет. Если бы все были такими… Позволю себе небольшой комментарий:
    1. Сертификация тренеров — А кто будет в РФ проводить сертификацию, по каким критериям и будут ли эти критерии объективны. Может этой сертификации будет и достаточной для ФЦК, но как показывает практика, сколько я не готовил групп, некоторые были с аттестацией MBA, но поверьте на слово — ничем не отличались от обычных студентов. Над этим надо подумать….как не допустить аналогичных ошибок.
    2. Очень много разговоров об инструментарии, в частности о картирование процессов, я за свою сознательную проектную деятельность слышу и об инструментах уже более 14 лет. И лишь последние годы повторяю — «Не в инструментах счастье, а в эмоциональной вовлеченности персонала». Хотя Ирина сказала и о декомпозиции целей…Это правильно и для того чтобы правильно пойти этим путем и не споткнуться не полпути, необходима внутренняя позитивная атмосфера в компании, добиваться которую приходится годами (я о смене парадигм и стабилизации деятельности). И уж одним обучение директоров не решить вопрос их вовлеченности, т к это прямо и пропорционально влияет на их зону комфорта, на их индекс удовлетворенности. Вот лишь после стабилизации деятельности компании, выстраивания четких и публичных обязательств между администрацией и исполнителями, между центрами затрат по принципу «Заказчик-Поставщик», после введения Kaizen-движения (культуры) со своими ценностями и атрибутами, после снятия всех факторов, ведущих к низкой степени доверия между администрацией и персоналом и многое другое….вот лишь после этого можно определить и цели и декомпозировать их. Но это еще не главное. На любую декомпозицию необходима дорожная карта или план действий, который будет постоянно двигать исполнителей к заветным целям. Что это за план? Приведу простой пример, чтобы снизить затраты на оборудование и повысить его эффективность через 5 лет…и на определенный процент, то и в плане действий будет четко указано, что необходимо ежедневно, по 15 мин проводить следующие процедуры автономного обслуживания. Раз в неделю другие критерии, раз в месяц третьи и т д…На этом этапе происходит выработка привычек у людей, сроки которых длятся от 4 до 6 месяцев, но при условиях постоянного оказания поддержки и помощи (далеко не контроля и аудита). Вот после всех этих манипуляций и формирования эффективной команды и начинают внедрять инструменты и правильно сказала Ирина, для процессов, имеющих особую важность для компании. И тут надо понимать какой именно инструмент будет работать эффективно, чтобы не «распылять» внимания рабочей группы на бестолковые действия. Да картирование — хороший инструмент и 5S, но это не означает что именно с них надо начинать. Приведу пример, как во многих компаниях рванули делать 5S. А зачем??? Для чего «колдовать» над рабочими местами да ещё не причастными специалистами.., если должным образом не выстроены потоки. Здесь можно поучиться у компании «Оконный континент» г. Москва. У них, если не ошибаюсь, лишь система 3S в идеале работает. Зато логистика потока определена временем такта и партиями запуска, называемыми Питчами. Помню к ним приезжали из за рубежа — перенимать опыт передового производства. Чем не пример аномального, но очень эффективного подхода. Это ещё раз говорит о том, что типовые инструменты или типовые методики не имеют ничего общего с реальной эффективностью. Все уникально по своему и тут нельзя «причесывать» все компании под одну гребенку. Поэтому друзья, тут аккуратнее с инструментами. Везде должен присутствовать здравый смысл по всем принимаемым решениям.
    3. Что касается обмена опытом или как было сказано (фишками). Любой обмен хорош, тогда когда происходит участие обучаемых в конкретном проекте (обучение действием) Можно и посмотреть презентацию на проекторе, а вот все особенности проектной работы, конфликты и ограничения в проекте, а также алгоритм решения проблем останутся «За кадром» И эффективность такого обучения, да несомненно есть, но очень маленькая. Тут рекомендую погружать новых тренеров в проекты в разных специализациях (металлургия, химическая или пищевая промышленность), где особенности внедрения бережливого производства очень сильно отличаются и стандартные подходы приведут больше к конфликтам, нежели к взаимопониманию. Пример . В машиностроении — ИСО-9001 — Стандартам быть и красоваться на рабочем месте, а вот в пищевой промышленности НАССР — где повесить инструкцию например на рабочее место или лабораторию не предоставляется возможном, т к происходит регулярная влажная уборка рабочего пространства. Потом в 1м случае мы можем стены ломать и выстраивать потоки максимально эффективно, во 2м же — продукты идут по одному коридору, а сырье совершенно по другому. И ты хоть «лоб разбей об стенку», а потоки объединить не получится…Поэтому любое обучения необходимо насыщать элементами практики (пусть небольшой) и обязательным анализом ошибок и решений (под запись). Очень много Kaizen примеров из за рубежа.
    4. Ну и мой коммент не тему информационных потоков. 99% проектов в РФ ориентированы на улучшения материальных потоков, а про информационные потоки никто не вспоминает. Тут Ирина хорошо подчеркнула о них, я не удивляюсь почему. По статистике более 80% проблем именно в информационных потоках. Они мешают функционированию материальных потоков, создают проблемы как личного так и профессионального характера. Вопрос: «Зачем начинать именно с материальных потоков?» Может сначала начать с важных информационных потоков. В бизнесе, а может в Министерстве, а может и в Правительстве….Скорее да. Так ведь после оптимизации материальных потоков не придется сталкиваться с бюрократическими проволочками, не придется выстраивать коммуникации и весь процесс изменений станет на много легче и интересней… Какие мотивы начать с материальных? А они очевидны — краткосрочный финансовый результат. Главное, чтобы тут не увлечься, не создавать никому не понятные KPI, не сокращать персонал, не покупать оборудование не обеспечив его эффективной загрузкой. Такие рекомендации любят давать заокеанские консалтинговые компании и поверьте, далеко не из за благих к нам — россиянам, побуждений… Главный критерий любой отличной
    и эффективной системы — это справедливость и уважение персонала, про что многие руководители забывают или не хотят об этом даже слушать! Спасибо за внимание. Думаю кому-нибудь этот материал окажется полезным.

    • Максим, благодарю за развернутый комментарий!
      Однако для полноты картины рекомендую также послушать интервью с Василием Никитенко, начальником отдела по управлению изменениями ФЦК, в котором он рассказывает о методологии организации мероприятий на предприятиях участниках национального проекта http://algoritminfo.ru/archives/3879
      Эти интервью хорошо дополняю друг друга. Возможно у Вас появится новое мнение…

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Вы должны согласиться
Генерация пароля