Игорь Киселев о практике развития организации, сопротивлении и смысле жизни

Игорь Киселев

Добрый день, уважаемые читатели и коллеги!

Продолжаем знакомить вас с экспертами и особенностями Бережливого производства.

Игорь Киселев — Сертифицированный эксперт по Lean Administration и управлению проектами. Эксперт кубка Гастева. Частный консультант по практическому улучшению показателей предприятий. Занимается архитектурой и оптимизацией бизнес-процессов. Практический опыт развития производственной системы на машиностроительном заводе НЭВЗ (более 10 тыс. чел., 22 основных цеха) в течении 6 лет. Успешные проекты по радикальным улучшениям планирования производства, внедрения , визуального менеджмента и других инструментов развития.

— Игорь, прочитал на Вашем блоге tobetter.ru, что Вы пришли в Lean занимаясь внедрением бережливого производства на крупном предприятии. Наверное, внедрять бережливое производство на таком предприятии было непросто? Как люди воспринимали изменения?

— Непросто, это не то слово. Совсем не то… Для меня это было просто, но трудно. От эксперта требуется понимать инструменты, какую систему они образуют и как это донести до других людей, которые не специалисты в производственной эффективности.

Людей, которые хотят делать напрасную работу я не встречал, однако, инструменты воспринимаются как дополнительная нагрузка. Если эксперт смог показать пользу новинки для сотрудника, проявил поддержку, то будет и успех. Как и в любом деле секрет не в каких-то знаниях, а в настойчивости, в инвестиции в дело своей души.

— Любое предприятие – это социальный институт, в котором возникают проблемы, находящиеся на пересечении интересов, как отдельных людей, так и их объединений. Как Вы считаете, существует ли универсальный механизм, методика, а в конечном счете руководящий документ для их решения?

— Даже не существует единого инструмента или методики для решения проблем. Для простых проблем – простые инструменты, для сложных – посложнее, а для супер-проблем – очень сложные методики. Если бы существовала волшебная палочка, то её бы уже выложили в интернете. Эксперты в любом деле нужны для того, чтобы в конкретной ситуации выбрать конкретный инструмент и быстро разобраться с вопросом. И даже эксперты иногда выбирают не ту методику, но анализируют причины неудачи и заходят с другой стороны.

— Считается, что толковые руководители на ключевых местах, это уже достаточно мощная предпосылка к тому, чтобы все наладилось. Но реальность такова, что невозможно в большой организационной структуре иметь на всех постах толковых руководителей, способных в том числе поддерживать между собой эффективную связь. Или возможно?

— Мне достаточно сложно отвечать, т.к. вопрос базируется на ряде общих утверждений и заблуждений. На практике возможно в любой структуре иметь достаточно толковых руководителей. Также возможно организовать между ними эффективную связь. Подготовкой таких людей занимается наше лин-сообщество, а я и коллеги настраиваем архитектуру эффективного взаимодействия. Это взаимосвязь бизнес-процессов и сами процессы.

Сама суть организации заключается в том, чтобы объединить людей некоторыми правилами, обязательствами, стандартами, культурой. «Всё наладилось» это интересный подход. Учредителю необходимо эти два слова развернуть в достаточно большую систему документов и показателей. Начиная с видения, финансового плана, стратегии и заканчивая должностными инструкциями. Люди это самая сложная составляющая бизнеса и нужно уметь (не знать, а уметь!) управлять ими.

— Прочитал в книге “Упорядочение. Путь к созданию качественного рабочего места”, что кайдзен – это своего рода командный вид спорта. Как невозможно «вскипятить воду в одном углу бассейна», так и данную систему нельзя эффективно внедрить на одном рабочем месте, в одном подразделении или по воле одного человека. Каким способом можно донести до каждого необходимость внедрения бережливого производства, а по сути, обратить в свою веру?

— С этой метафорой и выводом не согласен. Кайдзен — это культура предприятия, а не вера. С нашего предприятия уволился один квалифицированный слесарь, устроился на соседний крупный завод. Через какое-то время генеральный того завода задает вопрос нашему: «Что ты там с рабочими делаешь? Он достал уже здесь всех. Требует какой-то 5С, ругается непонятными словами, навел чистоту на рабочем месте, требует, чтобы помогли с ремонтом производственной мебели, выбил краски из кладовой, начертил вокруг себя разметку, требует, чтобы все её соблюдали и так далее…». Люди быстро привыкают к хорошему и боятся незнакомого.

— Один из наших прошлых собеседников, Дмитрий Ким, говорил, что “надевать” инструменты бережливого производства на кривые бизнес-процессы бесполезно. Как Вы считаете, в какой последовательности надо отлаживать структуры, как бизнес-процессы: сначала, например, кадры, снабжение, финансы, маркетинг и т.д. Или все сразу?

— Бизнес-процессы — это одно, структуры — это совсем другое. Это как ноты и схема рассадки ансамбля. Во всём есть какие-то принципы и тонкости. Инструменты это просто инструменты. Даже гитара может быть ударным инструментом, всё зависит от поставленной цели.

Существует методика хосин-канри, которая позволяет последовательно и методично всем уровням управления поставить цели, провести их декомпозицию, учесть максимум факторов и необходимых ресурсов. Всё это делается в потоке, без спешки и суеты, по заданной последовательности. Регламент устроен так, что учитывается мнение каждого в команде.

Таким образом получается максимально продуманный план, с которым все в оркестре (команде) согласны и верят в его исполнимость, причастны к созданию. При этом каждый берет на себя внутреннюю ответственность за выполнение, чтобы не подвести остальных.

Это достаточно зрелый подход к управлению. Он дает результаты на практике. Конечно-же, для его внедрения нужно команду обучить кое-каким правилам. Весь смысл жизни в движении к лучшему.

Кстати, если Вы столкнулись с затруднениями при внедрении Бережливого производства, то всегда можете свободно  обратиться за бесплатной консультацией. Иногда достаточно просто изложить свою ситуацию кому-то со стороны и за час сделать прорыв в проекте, который уже год застрял на одном месте.

 

Интервьюировал Александр Вагенлейтер

 

Александр Вагенлейтер

Основатель и главный редактор "Алгоритма". Руководитель РЦК в сфере производительности труда Алтайского края. Личный сайт alexandrvagenleyter.ru

1 комментарий

  1. Дмитрий:

    Отлично!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Вы должны согласиться
Генерация пароля