Значение знаний по бережливому производству для качественной подготовки специалистов и их последующей работы на рабочих местах

Добрый день, уважаемые коллеги и читатели!

Представляю статью, написанную для международной научно-практической конференции «Гарантии качества профессионального образования», проходившей 27.04.2018 в Алтайском государственном техническом университете им. И.И. Ползунова в г. Барнауле.

Рассматриваем значимость подготовки специалистов по компетенциям бережливого производства и последующего их применения на рабочих местах. Даны рекомендации для предприятий и учебных заведений, в т.ч. по созданию специализаций «Бережливое производство».

Значение знаний по бережливому производству для качественной подготовки специалистов и их последующей работы на рабочих местах

ЗНАЧЕНИЕ ЗНАНИЙ ПО БЕРЕЖЛИВОМУ ПРОИЗВОДСТВУ ДЛЯ КАЧЕСТВЕННОЙ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ И ИХ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ РАБОТЫ НА РАБОЧИХ МЕСТАХ

Цель предлагаемой работы – обсуждение значимости подготовки специалистов по компетенциям бережливого производства и последующего их применения на рабочих местах. Рассматриваются аспекты развития данного направления в нашей стране и мире, а также продвижение бережливого производства через федеральные программы. Приведены конкретные примеры и рекомендации внедрения бережливого производства в организациях реального сектора экономики. Приведенные рекомендации будут полезны не только для предприятий, но и для учебных заведений, в т.ч., при создании специализаций «Бережливое производство». Это может быть факультативным курсом для всех инженерных специальностей, поскольку содействует формированию правильного и эффективного операционного менеджмента.

Вопрос качества подготовки специалистов и вопрос качественной их работы на рабочих местах – две важных темы, которые в настоящее время зачастую не имеют общих связей. Многие организации переучивают получаемых специалистов по своим внутрифирменным программам, на тренингах и т.п., тратя при этом дополнительные деньги и время. Кроме того, новые сотрудники, выполняя свои узкоспециальные задачи, часто не представляют конечные результаты труда всей организации и не осознают свое место в общей цепочке. Система готовит специалистов и заставляет персонал «хорошо» исполнять лишь свои функции, но не ориентирует на достижение общего результата. И здесь знания по бережливому производству могут существенно изменить положение дел, поскольку учат правильному и эффективному операционному менеджменту, дают всеобъемлющее представление о значении работы каждого в общем результате.

Бережливое производство способствует развитию корпоративной культуры и повышению производительности труда. Задача повышения производительности труда входит сегодня в число приоритетных, и ее выполнение контролируется на самом высоком уровне. В нашей стране принимаются региональные и федеральные программы по содействию росту производительности труда на предприятиях и увеличению числа высокопроизводительных рабочих мест. Разрабатываются долгосрочные стратегии по повышению эффективности и производительности труда во всех сферах российской экономики. Компании проводят системную работу по повышению производительности, в которой особое внимание уделяют переобучению руководителей и специалистов по бережливому производству. Президиум Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам утвердил паспорт приоритетной программы «Повышение производительности труда и поддержки занятости», включающей распространение знаний и практик по бережливому производству [1].

Кроме того, Россия активно изучает японский опыт увеличения производительности труда. Япония – источник передовых практик в области управления производительностью труда, лидер и идеолог в вопросах внедрения инструментов бережливого производства. В период с 1960 по 1991 гг. Япония имела самые высокие темпы роста производительности труда в мире [2]. Однако и в нашей стране по тематике бережливого производства когда-то существовали и работали на благо общества целые институты. Например, широко известная НОТ (научная организация труда), которая создавалась многими поколениями ученых [3].

В Российской империи, а затем и в СССР, одним из первых теоретиков науки об организации труда был Богданов А.А., автор фундаментального труда «Тектология. Всеобщая организационная наука». Потом был Ерманский О.А., заведующий кафедрой экономики и организации производства МВТУ, автор книги «Научная организация труда и производства и система Тейлора». Он создал принцип оптимума, гласящий, что в вопросах рационализации труда главную роль играют количество достигнутого полезного результата и количество расходуемой на него энергии. А потом Гастев А.К., который создал Институт труда при ВЦСПС (преобразованный в 1921 г. в Центральный институт труда) и издал более 200 научных работ. Основные его труды: «Как надо работать» (1921), «Трудовые установки» (1924). «Нормирование и организация труда» (1929), «Научная организация труда» (1935). Он считал, что главную роль в работе предприятия играет человек, эффективность организации начинается с личной эффективности каждого человека на рабочем месте, в частности, с эффективного использования времени.

Наиболее сильное развитие НОТ приобрела в 70-х годах советского времени. Однако позже система была сильно забюрократизирована. Для ее поддержания требовались значительные ресурсы, и, несмотря на то, что она обеспечивала высокую производительность, воспитание квалифицированных рабочих и развитие культуры труда, в годы перестройки от системы НОТ просто избавились.

В настоящее время в России снова начинают говорить о повышении производительности и правилах организации труда, прибегая не только к зарубежному, но и к отечественному опыту. Набирают обороты различные отраслевые и специализированные конференции, посвящённые бережливому производству. Здесь же можно отметить Конкурс на Кубок им. А. К. Гастева и ежегодную Всероссийскую премию «Производительность труда: Лидеры промышленности России». Они дают компаниям возможность по-новому взглянуть на собственное производство, бизнес-процессы, их эффективность и объективно оценить свои перспективы. Например, в процессе работы Всероссийской премии «Производительность труда: Лидеры промышленности России», проводимой с 2015 года, были изучены данные более 5000 промышленных предприятий России, их совокупная выручка составила более 51% ВВП России, количество сотрудников – более 5,5 млн человек [4].

Бережливое производство является на сегодняшний день самым лучшим методом создания эффективных организаций, т.к. основными принципами этого метода являются оптимизация бизнес процессов, сокращение потерь, вовлечение сотрудников в процесс непрерывного совершенствования, повышение конкурентоспособности организации, при этом не требуется значительных капитальных вложений. Многие руководители уже оценили подобный подход к управлению организациями, поэтому так популярно сейчас построение производственных систем.

В Алтайском крае среди пионеров внедрения бережливого производства стала крупная энергетическая компания «Алтайкрайэнерго». Компания начала внедрение с самого простого инструмента «Бережливого производства», но и с самого основного для последующего внедрения целого ряда систем и методов успешного развития компании – это система «5S» (русский аналог – система «Упорядочение»). Она включает в себя деятельность от элементарного наведения порядка, до работ по регламентации действий и выработки у сотрудников очень важных качеств – дисциплинированности и ответственности [3].

Система «5S» внедряется в пять этапов. Задействуются все сотрудники организации. Результат виден очень быстро и всем. Руководители при внедрении приобретают дополнительные навыки управления персоналом, внедряют элементы командной работы, совершенствуют компанию как систему. В результате применение системы позволяет создать эффективные рабочие места, получить экономию средств, улучшить качество, поднять эффективность производства, повысить уровень производственной культуры, производительности и безопасности труда.

По результатам внедрения первого этапа «5S» руководство компании убедилось в правильности выбранного решения: только в аппарате управления макулатуры сдали 1,8 тонны. Представьте себе, что люди половину своей жизни проводили среди груды бумаг, которая была везде: на столах, на подоконниках, на шкафах. Посмотрите на фотографии «было» и «стало». (рис. 1). Правильность выбранного решения выразил и персонал. По результатам анкетирования 1375 человек большинство сотрудников отозвались положительно о проведенных в первом этапе работах и выразили желание продолжить работы по улучшению (рис. 2).

Значение знаний по бережливому производству для качественной подготовки специалистов и их последующей работы на рабочих местах

Рис.1 Фотографии рабочих мест: Было/Стало

Значение знаний по бережливому производству для качественной подготовки специалистов и их последующей работы на рабочих местах

Рис. 2. Результаты анкетирования сотрудников о проведенных работах в первом этапе

Важно отметить, что бережливое производство – это воспитание у сотрудников стремления осуществлять в своей практике улучшения. Лучше всего это объясняет Кайдзен – японская система бережливого производства. Кайдзен объясняет это так: улучшение на 1% улучшает все, что вы делаете. Если улучшить на 1% каждый процесс, связанный с производством, то эти малые улучшения в сумме дадут значительный эффект. Даже в одном аспекте не заметное улучшение всего на 1% (а иногда даже не измеримое) оказывается очень важным, особенно в долгосрочной перспективе.

Бережливое производство применяется не только в промышленных организациях, но в отличие от прежнего НОД, может использоваться в организациях любого типа: в мэриях, больницах, магазинах, банках и т.д.

В ряде ВУЗов эта тема включена в ученый процесс, потому что она нужна реально каждому нормально подготовленному инженеру. Например, Удмуртский государственный университет ежегодно, начиная с 2014 года, набирает группу в магистратуру по профилю «Экономика бережливого производства». В рамках подготовки – стажировка, посещение предприятий, имеющих значительные результаты по формированию собственной производственной системы, обсуждение актуальных вопросов разработки стратегии и конкретных проектов, направленных на повышение эффективности производства, производительности труда, сокращения запасов и вовлечения персонала [5].

В разработанном Агентством стратегических инициатив России атласе новых профессий в ближайшем и долгосрочном будущем особо выделяются надпрофессиональные навыки в сфере бережливого производства, которые будут востребованы, как в экономике, менеджменте, так и в медицине, в транспортной сфере, энергетике, строительстве и т.п.

Основываясь на вышеизложенном, авторы статьи предлагают учебным заведениям создавать междисциплинарные кафедры по бережливому производству с опорой на региональные предприятия, работающие по этой системе, в т.ч. и системе 5S с привлечением участников — преподавателей из реального сектора экономики.

Изучение курса по бережливому производству рассчитать на сочетание лекций с активными формами занятий, включающими семинары, конференции по обмену опытом практической работы в конкретных областях управления, практический разбор и обсуждение производственных ситуаций и вариантов их решения, экскурсии на передовые предприятия, написание рефератов, индивидуальные и групповые разработки конкретных рекомендаций по совершенствованию управления производством по месту потенциальной работы слушателей.

Кроме того, подобную программу рекомендуем разработать и на тех, кто уже работает в бизнесе – директоров организаций, главных инженеров, начальников подразделений и цехов, специалистов. А также практикующих специалистов по бережливому производству, которые могут улучшать свои навыки.

Список литературы

  1. Утверждён паспорт приоритетной программы «Повышение производительности труда и поддержки занятости» // Правительство России: [сайт]. URL: http://government.ru/news/29354/ (дата обращения: 23.02.2018).
  2. Россия изучает японский опыт увеличения производительности труда // Минэкономразвития России: [сайт]. URL: http://economy.gov.ru/minec/press/news/201822023 (дата обращения: 23.02.2018).
  3. Вагенлейтер А.В., Ладыгин Ю.И., Бобровская Т.Н. Внедрение эффективных методов управления в компаниях энергетического комплекса – веление времени (статья) // Развитие экономики и менеджмента в современном мире – Сборник статей IV международной научно-практической конференции – 2017 С. 136-139
  4. Всероссийская премия «Производительность труда: Лидеры промышленности России – 2017»: Итоги // Управление производством: [сайт]. URL: http://www.up-pro.ru/library/production_management/productivity/premiya2017-itogi.html (дата обращения: 23.02.2018).
  5. Скобелева О.А., Давыдова Н.С. О магистратуре «Экономика бережливого производства» // Резервы повышения эффективности деятельности в бережливых организациях – Сборник стаей III международной лин-конференции – 2017 С. 244-250

Авторы: А.В. Вагенлейтер, к.т.н. Ю.И. Ладыгин

Вакансии специалистов по бережливому производству на jobsora

 

Александр Вагенлейтер

Основатель и главный редактор "Алгоритма". Руководитель РЦК в сфере производительности труда Алтайского края. Личный сайт alexandrvagenleyter.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Вы должны согласиться
Генерация пароля